РП Шашки-шахматы 3-4 класс (интенкив)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
УО администрации МО Кущёвский район
МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М. Г.

РАССМОТРЕНО
ШМО учителей
начальных классов
МБОУ ООШ № 18
им. Могилевского М.Г.
__________Сушко О.В.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
___________ Кущий М.Г.
от "28" 08 2024 г.

Протокол №1
от "28" 08 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ ООШ № 18
им. Могилевского М.Г.
_________Фоменко Е.В.
Приказ № 313
от "29" 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шашки, шахматы» (интенсив)
Тип программы: общеинтеллектуальное
для 3-4 классов начального общего образования
на 2024-2025 учебный год

Составитель: Проценко Марина Алексеевна
учитель начальных классов

ст. Кисляковская

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Шашки - шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ Мигулинской СОШ,
на основе авторской программы: Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы
обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И.
Волкова. – М. : Просвещение, 2017 – 35 с. Программы для общеобразовательных
учреждений А.П. Матвеев 2002г. Шашки – это интересно: Борис Герцензон, Андрей
Напринков.
Реализация программы рассчитана на один год (17 часов) проведение регулярных
еженедельных внеурочных внеаудиторных занятий с обучающимися (интенсив) в
каникулярное время (I полугодие)
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития
детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную
игру и игру в шашки.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и
воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру и игру в
шашки;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шашки и шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами
и шашками, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шашек и шахмат;
– постижению основ шашечной и шахматной игры, получению знаний о возможностях
шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами
записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
– изучению приёмов и методов шахматной и шашечной борьбы с учётом возрастных
особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных
проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и
использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального
направления «Шашки - шахматы»
Результаты и формы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному
направлению.
Цель: развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через
формирование познавательного и эмоционального интереса, интенсивное накопление
знаний об информационных технологиях, а также добывание информации о других
странах, о традициях и о культуре.
Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения в
совместной деятельности, о способах действий, позитивного отношения к
информационной среде, проектные работы, создание базы данных.
Формы работы: форумы, конкурсы, игры-путешествия, олимпиады, игры,
практическая работа, проекты.
Программа «Шашки - шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных
классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и
предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества,
которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К
личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление
к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты
1. Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в
конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно
создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового
характера; – умение моделировать, а также владение широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать
причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты,

концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а
также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем
и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображатьпредметное содержание
и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен-ные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-дачей и
условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её ре-ализацию
(в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей-ствия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт
обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения внеурочной
деятельности «Шашки - шахматы».
B результате обучении по данной программе обучающиеся (3–4 классов)должны:
– приобрести знания из истории развития шашек и шахмат, представления о роли шахмат
и их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шашечной и шахматной игры, понимать функциональный смысл
и направленность действий при закреплении изученного шахматного и шашечного
материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шашек и шахмат.

Содержание внеурочной деятельности «Шашки – шахматы»
Теоретические основы и правила шашечной и шахматной игр
История шашек и шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и
воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её
роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся
отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой
фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур,
сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы;
шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и
не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних
рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
Тематическое планирование
№
1

2

Раздел
Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения из истории шахмат и шашек
Базовые понятия шашечной и шахматной игры
Практико – соревновательная деятельность
Конкурсы решения позиций
Соревнования
Шахматные праздники
Итого

Кол-во часов
8
1
7
8
3
4
1
16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Дата

план
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

факт
История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры
в России.
Повторение основ шахматной и шашечной игр
Повторение основ шахматной и шашечной игр
Тактические приёмы «мельница», «перекрытие» ,«рентген»
Шахматный турнир «Первенство класса»
Основы дебюта
Дебюты. Перевес в развитии фигур
Конкурсы решения позиций
Шахматный турнир «Первенство класса»
Перевес в развитии в дебюте
Дебют. Перевес в пространстве.
Основы эндшпиля.
Простейшие ладейные эндшпили
Простейшие легкофигурные окончания
Шахматный турнир «Первенство класса»
Шахматный турнир
Спортивно- шахматный праздник

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».