МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УО администрации МО Кущёвский район МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М. Г. РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов МБОУ ООШ № 18 им. Могилевского М.Г. __________Сушко О.В. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Кущий М.Г. от "28" 08 2024 г. Протокол №1 от "28" 08 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ООШ № 18 им. Могилевского М.Г. _________Фоменко Е.В. Приказ № 313 от "29" 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шашки, шахматы» (интенсив) Тип программы: общеинтеллектуальное для 3-4 классов начального общего образования на 2024-2025 учебный год Составитель: Проценко Марина Алексеевна учитель начальных классов ст. Кисляковская Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Шашки - шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Мигулинской СОШ, на основе авторской программы: Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017 – 35 с. Программы для общеобразовательных учреждений А.П. Матвеев 2002г. Шашки – это интересно: Борис Герцензон, Андрей Напринков. Реализация программы рассчитана на один год (17 часов) проведение регулярных еженедельных внеурочных внеаудиторных занятий с обучающимися (интенсив) в каникулярное время (I полугодие) Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру и игру в шашки. Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные. Общие задачи направлены на: – массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру и игру в шашки; – приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре; – открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шашки и шахматы; – выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами и шашками, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; Образовательные задачи способствуют: – приобретению знаний из истории развития шашек и шахмат; – постижению основ шашечной и шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия; – овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях; – освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; – знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии; – изучению приёмов и методов шахматной и шашечной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Оздоровительные задачи направлены на формирование: – представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; – первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений. Воспитательные задачи способствуют: – приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; – воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; – формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям. Результаты освоения курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Шашки - шахматы» Результаты и формы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Цель: развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование познавательного и эмоционального интереса, интенсивное накопление знаний об информационных технологиях, а также добывание информации о других странах, о традициях и о культуре. Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения в совместной деятельности, о способах действий, позитивного отношения к информационной среде, проектные работы, создание базы данных. Формы работы: форумы, конкурсы, игры-путешествия, олимпиады, игры, практическая работа, проекты. Программа «Шашки - шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: – формирование основ российской, гражданской идентичности; – ориентацию на моральные нормы и их выполнение; – наличие чувства прекрасного; – формирование основ шахматной культуры; – понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; – готовность и способность к саморазвитию и самообучению; – уважительное отношение к иному мнению; – приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; – воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; – умение управлять своими эмоциями; – дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; – формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; – оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты 1. Познавательные УУД: – умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; – владение способом структурирования шахматных знаний; – способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; – умение находить необходимую информацию; – способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; – умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; – способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. 2. Коммуникативные УУД: – умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; – способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; – умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); – возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображатьпредметное содержание и условия деятельности в речи. 3. Регулятивные УУД: – умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен-ные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации; – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её ре-ализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей-ствия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения внеурочной деятельности «Шашки - шахматы». B результате обучении по данной программе обучающиеся (3–4 классов)должны: – приобрести знания из истории развития шашек и шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; – владеть терминологией шашечной и шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного и шашечного материала; – приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шашек и шахмат. Содержание внеурочной деятельности «Шашки – шахматы» Теоретические основы и правила шашечной и шахматной игр История шашек и шахмат Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. Тематическое планирование № 1 2 Раздел Теоретические основы и правила шахматной игры Сведения из истории шахмат и шашек Базовые понятия шашечной и шахматной игры Практико – соревновательная деятельность Конкурсы решения позиций Соревнования Шахматные праздники Итого Кол-во часов 8 1 7 8 3 4 1 16 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дата план 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема урока факт История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Повторение основ шахматной и шашечной игр Повторение основ шахматной и шашечной игр Тактические приёмы «мельница», «перекрытие» ,«рентген» Шахматный турнир «Первенство класса» Основы дебюта Дебюты. Перевес в развитии фигур Конкурсы решения позиций Шахматный турнир «Первенство класса» Перевес в развитии в дебюте Дебют. Перевес в пространстве. Основы эндшпиля. Простейшие ладейные эндшпили Простейшие легкофигурные окончания Шахматный турнир «Первенство класса» Шахматный турнир Спортивно- шахматный праздник Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)