МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УО администрации МО Кущевский район МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М. Г. РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов МБОУ ООШ № 18 им. Могилевского М.Г. __________Сушко О.В. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ООШ № 18 им. Могилевского М.Г. ___________ Кущий М.Г. _________Фоменко Е.В. Протокол №1 от "28 08 2024 г. Приказ № 313 от "29" 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Кубановедение» для 1-4 классов начального общего образования на 2024-2025 учебный год Составитель: Проценко Марина Алексеевна, Сушко Оксана Вячеславовна. Шевченко Светлана Борисовна, Кравцова Елена Георгиевна, учителя начальных классов 1 РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования/ Краснодар: Перспективы образования 2017г. Авторы-составители: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А. На изучение предмета кубановедения в начальной школе выделяется 135 ч. В 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах отводится по 34 часа (при 1 ч в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с письмом министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 08.08.2016 № 47-13834/16-11 «О преподавании предмета ( курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» предполагается изучение тематического раздела «Духовные истоки Кубани» за счёт 4 часов кубановедения. В связи с этим программа по кубановедению перестраивается из расчёта 34 часов (в 1 классе -33 часов). РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты изучения. В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: -воспитательных результатов- тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, традиций народов кубани, значимых исторических событий; воспитательного эффекта- того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность(положительная мотивация) в изучении своего края. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний: - о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; - об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; - о природных ,климатических условиях Краснодарского края; -об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве , о литературе Кубани. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к базовым ценностям и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, а также взаимодействие с членами семьи, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает: - получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; - формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой образовательной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка; 2 - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района; - на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно, путём наращивания объёма изучаемой информации за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала. В ходе реализации проектной исследовательской деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать: -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, за свою семью; -осознание своей этнической и национальной принадлежности; -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; -умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -наличие мотивации к творческому труду,работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедения» являются: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результатов; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта(улицы, района); - использование различных способов поиска( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать( записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; -активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; - осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 3 -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей; -готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - аргументация свое точки зрения и оценка событий; формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; - освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани ( наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Планируемые предметные результаты: К концу 1 класса учащиеся должны: знать/понимать • своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес; • адрес школы,основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении; • традиции своей школы; • улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно; • основные учреждения культуры, образования , бытового обслуживания своего населённого пункта; • основные достопримечательности родного населённого пункта; • профессии жителей своего города (села, станицы и др.) • основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение); учащиеся должны уметь • соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни; • составлять рассказ-описание по картине, увиденному; • находить географические объекты на карте-схеме; • реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект. К концу 2 класса учащиеся должны: знать/понимать • особенности времён года, характерные для своей местности; • особенности рельефа своей местности; • названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности; • названия и отличительные признаки некоторых растений и животных, своей местности, правила защитников природы; • значение Красной книги Краснодарского края; • особенности труда и быта земляков; • родственные связи в семье, уклад семьи; • герб, флаг, гимн Краснодарского края; • кубанские песни, пословицы, поговорки • основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, в школе, на дорогах, у водоёмов, в парке, в лесу; • имена выдающихся людей своего района; учащиеся должны уметь • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт; •рассказывать о достопримечательностях своего населённого пункта; • различать растения своей местности ( травы, деревья, кустарники; лекарственные и ядовитые растения) ; • выполнять правила поведения во время исполнения гимна и поднятия флага, а также у водоёмов, в лесу ,в горах. Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для 4 •поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани и т.д. •планирования и реализации индивидуального проекта. К концу 3 класса учащиеся должны: знать/понимать • связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани; • природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае • формы земной поверхности Краснодарского края; • водоёмы Краснодарского края • названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных; •историю возникновения своего населённого пункта, его названия; •герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города,( станицы),района ; • • фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта, науки; учащиеся должны уметь • устанавливать связь между разнообразием растительного и животного мира и природными условиями местности; • различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края • ориентироваться по физической карте Краснодарского края Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности • выполнения правил поведения во время стихийных бедствий; •соблюдения правил сбора грибов в своей местности; • правильного поведения у водоёма в разное время года • бережного отношения к растениям и животным. К концу 4 класса учащиеся должны: знать/понимать • природные зоны Краснодарского края; •различные виды карт Краснодарского края( физическая ,административная, историческая) и их отличительные особенности; • природные богатства родного края и их использование человеком; • символику Краснодарского края; • органы местного самоуправления; • даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора,аула; • особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края • достопримечательности родного края, своего района; •наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края; • особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края • важнейшие экологические проблемы Краснодарского края • заповедники и заказники, находящийся на территории Краснодарского края • фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани; учащиеся должны уметь • определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России; • определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных); • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории края; • исполнять гимн Краснодарского края; Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для • правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани 5 • выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения • исполнения знакомых народных песен • выполнения исследовательских и творческих проектов. № п/п РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета Тематического распределение часов Количество часов Рабочая программа Разделы, темы Авторская Рабочая по классам программа программа 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 1. Введение. Мой родной край. Я и моя семья. 2. Я и моя школа 3. Я и мои родные места 4. Я и природа вокруг меня Духовные истоки 5. Кубани 1. 2. 3. 4. Введение. Символика района (города), в котором я живу. Природа моей местности Населенные пункты Труд и быт моих земляков Духовные истоки Кубани 1 класс (29 часов) +4ч 1 1 1 - - - 7 6 7 6 7 6 - - - 8 7 8 7 8 7 - - - 4 4 - - - - - - 2 класс (30 часов) +4ч 1 1 1 - 12 6 12 6 - 12 6 11 11 - 11 4 4 3 класс (30 часов) +4ч 1. 2. 3. 4. Введение. Изучаем родной край. Нет в мире краше Родины нашей. Без прошлого нет настоящего. Казачьему роду нет переводу. Духовные истоки Кубани Введение. Мой край на карте России. 1. Берегу землю родимую, как мать любимую. 2. Земля отцов - моя земля. Жизнь дана на добрые 3. дела. Духовные истоки 4. Кубани ИТОГО: 1 1 1 10 10 9 9 - - 9 - 10 10 - - 10 - - - 10 4 4 4 класс (30 часов) +4ч 1 1 1 - 9 12 9 12 8 8 - - - - - - - - 4 119 135 9 12 8 4 33 34 34 34 6 1 класс (33 часа) Введение. Мой родной край. (1 час) Раздел 1. «Я и моя семья» (7 часов). Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Будем жить одной семьёй (творческий проект). Раздел 2. «Я и моя школа» (6 часов). Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект). Раздел 3. «Я и мои родные места» (8 часов). Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Какой я житель (исследовательский проект). Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» (7 часов). Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Милый сердцу уголок (творческая мастерская). Раздел 5. « Духовные истоки Кубани» (4 часа) Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. 2 класс (34 часа) Введение. Символика района ( города), в котором я живу ( 1 час) Раздел 1. «Природа моей местности» (12 часов). .Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Времена года на Кубани Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Исследовательский проект « Растения и животные в природе и жизни людей». Раздел 2. Населённые пункты (6 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого пункта. История образования города (района). Населённые пункты Краснодарского края. Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время». Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» (11 часов). Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: « Ласточка с весною в сени к нам летит». 7 Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Творческий проект « Труд в моей семье». Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!». Раздел 4. « Духовные истоки Кубани» (4 часа) Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше той любви,чем жизнь отдать за други своя" 3 класс (34 часа) Введение. Изучаем родной край (1 час) Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (10 часов). Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани. Кубань- территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира. Тема родного края в творчестве талантливых людей. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей». Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (9 часов). Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края: история и современность. Добрые соседи. Майкоп- столица Адыгеи. Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего». Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (10 часов). Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки- труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Проектная работа «Казачьему роду нет переводу». Раздел 4. « Духовные истоки Кубани» (4 часа) Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства. 4 класс (34 часа) Введение. Краснодарский край на карте России. (1 час) Раздел 1. « Береги землю родимую, как мать любимую» (9 часов) Природные зоны Краснодарского края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую». Раздел 2. «Земля отцов – моя земля» (12 часов). История Кубани в архитектуре. Жилища различных эпох. Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла и 8 промыслы на Кубани. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Города и районы Краснодарского края. Екатеринодар – Краснодар. Краснодарадминистративный центр. Глава администрации края (губернатор). Проектная работа «Земля отцов – моя земля». Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов). Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей.Наши земляки- гордость страны. Радетели земли кубанской. Наследники земли отцов. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». Раздел 4. « Духовные истоки Кубани» (4 часа) Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Я – как хранитель духовного наследия Кубани.10 заповедей. РАЗДЕЛ 4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 класс(33 часа) Количество часов № п/п Содержание (разделы, темы) всег о Введение 1 Мой родной край. 1 Я и моя семья 7 Будем знакомы! Кто я? Какой я? 3-4 5 1 2 ауд. неау д. Характеристика деятельности учащихся 1 Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает. 1 1 Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов. Любимые занятия. 2 2 Моя семья. 1 1 Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. Составлять рассказ о своей семье, называть её Членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о 9 6 Обязанности и увлечения в нашей семье. 1 1 7 Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. 1 1 Творческий проект «Будем жить одной семьёй». 1 1 Я и моя школа 6 9 Наша школа. Правила поведения в школе. 1 10 Знакомство со школой. Традиции нашей школы 1 11 Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. 1 8 любимых совместных занятиях, семейных играх. Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого 1 1 1 Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях. Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и 10 12 13 14 Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. 2 2 Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи». 1 1 Я и мои родные места свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами. Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения. 8 15 Главный город Краснодарского края. 1 1 16 Достопримечательности. 1 1 17 Мой адрес. Улица, на которой я живу. 1 1 18 19 Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. 2 1 1 20 Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных 2 1 1 Исследовательский проект «Какой я житель». 1 1 21 22 Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта». Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал. Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду. Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как 11 вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью. Я и природа вокруг меня 7 23 24 Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. 2 1 25 Забота о комнатных растениях и домашних животных. 1 1 26 27 Красота природы моей местности. Поэты, писатели, художники о красоте родного края. 2 1 1 28 Творческая мастерская «Милый сердцу утолок». 2 1 1 Духовные истоки Кубани 4 30 Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. 1 1 31 Традиции казачьей семьи. 1 1 32 Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. 1 1 33 Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. 1 1 29 1 Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ). Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края. Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту. Любовь к ближнему. Залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение". Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы. Что такое духовные святыни. Святые места Кубани. 2 класс (34 часа) 12 Количество часов № п/п 1 Содержание (разделы, темы) всег о Введение 1 Символика района (города), в котором я живу 1 Природа моей местности 12 ауд. Осознаватьвать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. 1 Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения. Времена года на Кубани. 1 3 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. 1 4 Водоемы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. 1 1 Растительный мир моей местности. 2 1 6 Характеристика деятельности учащихся 1 2 5 неау д. 1 Перечислять названия известных водоемов, описывать занятия людей у водоемов. Описывать Черное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на ее берегах. Называть водоемы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоемов. 1 Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать 13 свой рассказ фотографиями или рисунками. 7 Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. 1 1 Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений. 8 Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. 1 1 Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями. 9 Животный мир моей местности. 2 2 Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. 11 Красная книга Краснодарского края. 1 1 Знать названия некоторых растений и животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. 12 Правила защитников природы. 1 13 Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». 1 10 Населённые пункты 1 1 Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Понимать важность размещения таких знаков в различных общественных местах. Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту. 6 14 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка- зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта. 2 1 16 История образования города (района). Глава города (района). 1 1 Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность. 17 Населённые пункты Краснодарского края. 1 1 Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их. 18 Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время». 2 1 Труд и быт моих земляков 11 Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. 1 14 15 19 20 1 1 1 Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта. Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность. Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. 15 Особенности казачьего быта. 2 1 23 Уклад кубанской семьи. 1 1 Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. 24 Ремесла на Кубани. 1 1 Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. 25 Труженики родной земли. 1 1 Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта» 26 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи. 1 27 Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. 1 1 Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими. 28 Семья и семейные традиции 1 1 Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. 29 Творческий проект «Труд в моей семье» 1 1 Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. 21 1 22 1 Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. 16 Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!». 1 1 Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист. Духовные истоки Кубани 4 31 Родная земля. Родина. Поклонные кресты. 1 1 Понятие "Родина", "малая Родина". Что такое поклонный крест. Традиции установления поклонных крестов на Кубани. 32 Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. 1 1 Источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции идр. 33 Красный угол. Икона. 1 1 Что такое «красный угол». Иконы, составляющие "красный угол". Почитаемые иконы в православных кубанских семьях. История написания семейных икон. 34 "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя" 1 1 Защита Родины - священный долг. Подвиг во имя жизни других людей. Святыезаступники Руси. 30 3 класс (34 часа) Количество часов № п/п Содержание (разделы, темы) всег о Введение 1 Изучаем родной край. 1 Нет в мире краше Родины нашей 10 2 Рельеф Краснодарского края 3 Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. 1 ауд. неау д. Характеристика деятельности учащихся 1 Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины. 1 1 Характеризовать рельеф Краснодарского края. Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края. 1 1 Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края. Описывать одно их них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и 17 характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий. Водоёмы Краснодарского края. 2 2 Растительный и животный мир Кубани. 2 1 8 Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. 1 1 Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет). 9 Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. 1 1 Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант». 10 Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей» 2 1 1 1 4 Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план. 5 6 7 11 Без прошлого нет настоящего 12 Прошлое и настоящее. «Лента времени». 1 1 Описывать растительный и животный мир с опорой на карты- схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть трибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. 9 Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени». 18 13 Древние города. 1 1 14 История на карте. Переселение казаков на Кубань 2 1 16 С верою в сердце. 1 1 Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений. Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе). 17 Символика Краснодарского края. История и современность. 1 1 Проанализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага. 18 Добрые соседи. Майкоп столица Республики Адыгея. 1 1 Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год основания Майкопа. 19 Исследовательская работа « Без прошлого нет настоящего» 2 1 Казачьему роду нет переводу 10 15 20 Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал. 1 1 Показывать на исторической карте пути переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать историю основания своего населенного пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лепта времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. 19 21 Твоя родословная. История твоей семьи. 1 1 Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная». 22 Ты и твоё имя, имена в твоей семье. 1 1 Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей. 23 Из истории кубанских фамилий. 1 1 Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная». 24 Семейные ценности. Мама. 1 1 Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. 25 Твои земляки - труженики. 1 1 Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку. 26 Кубанские умельцы. 1 1 Перечислять ремесла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие. 27 Народные обычаи и традиции. 1 1 Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная». 28 Казачий фольклор. 1 1 Перечислять основные виды фольклора, 20 распространённые на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Проектная работа «Казачьему роду нет переводу» 2 Духовные истоки Кубани 4 31 Святые источники Кубани. 1 1 32 Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. 1 1 33 Именины. 1 1 Что такое именины. День небесного покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы. 34 Подвиг материнства. 1 1 Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь иматеринский подвиг ПресвятойБогородицы. Многодетная семья. 29 30 1 1 Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне. Значение крещения. Крещенские традиции. История возникновения святых источников. Карта святых источников края. Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры, иконостас. Храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты) 4 класс (34 часа) Содержание (разделы, темы) Введение 1 2 Количество часов всег ауд. неау о д. Характеристика деятельности учащихся 1 Мой край на карте России. 1 Береги землю родимую, как мать любимую Природные зоны Краснодарского края. 9 1 1 Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны. 1 Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять 21 3 Заповедники. Заказники. Школьные лесничества. 1 1 4 Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. 1 1 5 Типы почв. Защита и охрана почв. 1 1 6 Полезные ископаемые края, их использование. 1 1 7 8 Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. 2 1 1 9 10 Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую» 2 1 1 природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края. Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Характеризовать понятия «естественный» и «искусственный» водоёмы. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями. Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. 22 Земля отцов - моя земля 13 11 Как изучают историю Кубани: исторические источники. 1 1 12 История Кубани в архитектуре. Жилища людей различных эпох. 1 1 13 Екатеринодар - Краснодар. Современный облик административного центра. 1 1 14 15 Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. 1 1 16 Народные ремёсла и промыслы на Кубани. 1 1 17 Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. 1 1 1 1 Устная история родного края. 1 1 18 19 Исследовать и характеризовать исторические источники. Объяснять понятие «вещественные исторические источники», приводить примеры таких источников. Рассказывать о работе археологов, понимать значение археологических исследований для исторической науки. Называть наиболее известные археологические раскопки на территории края. Представлять современные вещи в качестве вещественных источников для будущих исследователей. Анализировать архитектурный объект с точки зрения вещественного исторического источника. Показывать на карте значимые в истории края объекты: стоянку древнего человека ( п. Ильский), меотское городище ( ст.Елизаветинская), выставочнывй комплекс «Атамань» ( ст.Тамань). Описывать и сравнивать жилища людей разных эпох. Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Понимать значение реконструкции и восстановления памятников архитектуры .Описывать старинные аритектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. Знать историю образования Краснодарского историко-археологического музеязаповедника им.Е.Д.Фелицина. Составлять рассказ о залах и экспозициях музея. Сопоставлять предметы быта различных эпох. Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. Анализировать символические изображения. Понимать значение символов, изображённых на гербах городов и районов Краснодарского края. Знать и описывать герб своего района (города). Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве. 23 20 Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. 1 1 21 22 Проектная работа «Земля отцов моя земля» 2 1 Жизнь дана на добрые дела 8 23 Просветители земли кубанской. 1 1 24 Защитники Отечества. 2 1 25 Труженики полей. 1 1 26 27 Радетели земли кубанской. Наши земляки - гордость страны. 2 1 28 Ты- наследник земли отцов. 1 1 29 30 Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». 2 2 Духовные истоки Кубани 4 31 Библия. Библиотеки. 1 1 1 Планировать и реализовывать проект «Мы дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать произведения живописи. Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу. Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков. Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных – селекционеров, позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках). Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурноисторического наследия. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Евангелие – главная книга казаков. 24 32 Культурное наследие Кубани. 33 Музеи – хранители материальной и духовной культуры. 34 Я как хранитель духовного наследия Кубани.10 заповедей. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков. Духовные сокровища краеведческих ,художественных музеев. Литературный музей г. Краснодара – сокровищница старинных духовных и исторических книг. Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов. 25