МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края УО администрации МО Кущёвский район МБОУ ООШ No18 им. Могилевского М.Г. РАССМОТРЕНО ШМО гуманитарно-эстетического цикла ________________________ Проценко Л.И. Протокол №1 от «28» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________________ Кущий М.Г. от «29» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Фоменко Е.В Приказ № 244 от «29» августа 2024 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 1-4кл начального общего для 5-8 кл основного общего образования Составитель: Тимошенко Татьяна Юрьевна станица Кисляковская 2024 год 1 Программа разработана в соответствии ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 г. № 712);с учетом примерной программы учебного предмета «основам религиозных культур и светской этики (модуль Основы православной культуры)», включенного в содержательный раздел примерной ООП общего образования, внесенной в реестр примерных ООП. А.В.Бородина – М.:Просвещение, 2020 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию внеурочной деятельности предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии.Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Содержание модулей позволяет реализовать две приоритетные цели данного учебного курса: — посредством ознакомления с традиционными религиями России, а также с идеями светской этики раскрыть общечеловеческие духовные ценности, которые объединяют представленные в нашей стране религиозные культуры и нравственную культуру атеистов; — познакомить с отдельными, доступными для понимания младшими школьниками особенностями разных религий, традиционных для России, а также светскими представлениями о законах жизни в гражданском обществе, правилах взаимоотношений между людьми, взаимодействии с природным и социальным миром. Понимание и принятие общечеловеческих духовно-нравственных ценностей осуществляется в процессе решения следующих задач: — формирование представлений о единстве культурного пространства РФ, о вкладе традиционных религий в создание российского государства, в развитие образования, архитектуры, литературы, художественной культуры; 2 — становление гражданской идентичности, осознание того, что российский народ, независимо от национальности, вероисповедания и традиций своего этноса, объединяет чувство патриотизма, понимание сопричастности всех народов к общему прошлому и настоящему своей страны, к общим традициям в сфере культуры, науки и искусства; — осознание гуманистических ценностей российского общества; становление способности к проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию ближнему, желание оказать помощь нуждающемуся в ней; — развитие эмоционального неприятия любых форм несправедливости, неуважительного отношения к верующему, представителю другой веры или атеисту; — углубление эмоционального и познавательного интереса к художественной культуре, рождённой традиционными религиями (культовые сооружения, главные религиозные книги, искусство); восприимчивость и эмоциональная оценка религиозных праздников и традиций; — формирование регулятивных действий: способности к оценке поступков с точки зрения общепринятой морали и этики, контролю своего поведения, не допускающего причинение другим физического и морального вреда. Предпосылками школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную толерантность детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой понимания законов существования в социуме и принятие их как руководство к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственности, этики, толерантности и др., обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1. Гражданско – патриотическое воспитание: 3 1.1.понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; 1.2формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; 2.Духовно – нравственное воспитание. 2.1понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; 2.2 понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; 2.3. осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; 2.4.принимать право человека не исповедовать никакой религии, быть сторонником светской (гражданской) этики, основанной на конституционных правах и обязанностях гражданина РФ; 2.5. строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; 2.6.соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; 2.7 строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; 2.8. понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; 2.9.понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. 3.Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание) 3.1. способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитания эстетических чувств, суждений вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. 4. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания) 4.1 мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; 4.2 познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; 4 4.3 познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; 4.4 интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. Метапредметные Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом: - владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера; - умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха; - освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; - умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; - умеющий использовать знаково-символические средства информации; - активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением); - овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову; - овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинноследственных связей, построения рассуждения; - готовность слушать собеседника, вести диалог; - умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; - умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих. Предметные Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика: 5 - имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; - владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - знающий историю формирования отечественной культуры; - имеющий представление о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия; - овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке; - овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов; - владеющий духовной и историко-культурологической лексикой; - овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения; - имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России; - имеющий знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт; - имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси; - имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества; - знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории. По окончании курса ученик научится: - понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 6 - иметь представление о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия; - владеть в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке; - понимать духовные основы русской литературы (поэзии, прозы), объяснять смысл фразеологизмов и крылатых выражений из Библии; - читать и понимать церковнославянские тексты; - владеть духовной и историко-культурологической лексикой; - объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных); - владеть основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 1 класс РАЗДЕЛ 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 17 часов Тема 1. «КРАСОТА В МИРЕ» – 3 ч Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. 7 Государственный Русский музей. Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила. Икона «Чудо Георгия о змие». Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России. Человек – хранитель культуры. Зависимости культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуре России. Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Тема 4. «НАША РОДИНА» – 3 ч Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск.и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. 2 класс РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» — 17 часов 8 Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч. Самая древняя книга о духовном мире — Библия. Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы. Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей. Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области. Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью. Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни. Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 13 ч. С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения. Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке. Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет. Сретение Господне.Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.Крещение Иисуса Христа. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.Исцеление расслабленного. ИТОГОВЫЙ УРОК – 1ч 3 класс – 17 часов 9 Раздел I. Введение в православную духовную традицию. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. Раздел II. Православие в России. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. 10 Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение). 4 класс – 17 часов Содержание тем учебного курса Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. Раздел 2. Основы православной культуры. Часть 1. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Раздел 3. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 5 класс – 9 часов Содержание тем учебного курса 11 Введение. Гражданин России Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей - гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства. Порядочность Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности. Совесть Понятие совести. Совесть – важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и её цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть – «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников. Доверие и доверчивость Доверие – важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь. Милосердие и сострадание Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить. 12 Правда и ложь Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи. Традиции воспитания Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет. Честь и достоинство Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль – способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство – высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся. Терпимость и терпение Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость(толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость. Мужество Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убеждённость в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей – чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества. 13 Равнодушие и жестокость Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека – высшая ценность. Насилие в отношении детей – нарушение прав человека. Вред сквернословия. Самовоспитание Соблюдение норм нравственности – важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения. Учись учиться Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического. Речевой этикет Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону. Мои права и обязанности Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий 14 классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 6 класс – 9 часов Содержание тем учебного курса Тема 1. «Что мы знаем о православии?» Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь. Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Символ веры. Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции. Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии. Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница. Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга и еѐ сын Святослав. Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси. Тема 2. «Священное Писание» Библия: история создания, композиция. Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии. Книги Нового Завета. Содержание Евангелия. Тема 3. «Храм – дом Божий» Храм как явление общественной жизни россиян. Назначение храма. Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход». Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания. Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение. Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в Россию. Новый Иерусалим. История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля. 15 Тема 4. «Религиозное искусство» Религиозная тематика в искусстве разных народов. Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы. Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, еѐ назначение, содержательные и изобразительные особенности. Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций. Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный. Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублѐв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме. Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери. Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери. Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение. Символы православного искусства. Тема 5. «Агиография» Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. 7 класс – 9 часов Содержание тем учебного курса 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Как христианство пришло на Русь. 2 Основы православной культуры. Часть 1.Подвиг. Заповеди блаженств. Христианство на Руси. Зачем творить добро. Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство причастия. Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья и её ценности. 3 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Презентация творческих проектов на тему: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д. Презентация творческих проектов на тему: «Моё отношение к России», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества »,«Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. 4 Духовные традиции многонационального народа России. 16 8 класс - 9 часов Содержание тем учебного курса I. Содержание учебного курса Христианская семья (7 часов) Смысл жизни христианской семьи. Родина. Отчий дом – самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Евангелие о любви к ближним. Добрые дела любви. Добрые чувства души человека. Семья церковная – семья Христова. Отец Небесный, Матерь Божия, святые, все христиане – Церковь Христова. Братья и сестры во Христе. Вера – основание жизни христиан. Притча о доме, возведенном на камне. Благочестивая семья. Родители и дети. Чему христиане учили своих детей. Заповеди Божии. Послушание – первое правило, данное человеку Богом для жизни. Благочестие – истинное почитание, выполнение заповедей, страх Божий. Небесные покровители семьи: святые праведные Иоаким и Анна, преподобные Кирилл и Мария Радонежские, благоверные князья Петр и Феврония Муромские. Примеры милосердной любви христианских святых. Православный взгляд на современную семью (10 часов) Кризис современного института семьи. Свобода как испытание. Что такое гражданский брак? Семья – это ответственность перед собой и перед обществом. Грехи против семьи. Нежелание иметь детей (планирование семьи). Дети - укрепление семьи. Дети - зеркало семьи. Внутренний уклад семьи. 17 Календарно-тематическое планирование 1 кл № Содержание (разделы, темы) Тема 1. «КРАСОТА В МИРЕ» (3 ч) 1 Нерукотворная красота природы. Творение. 2 Рукотворная красота культуры. 3 Колвочасов Творец. 1 Человек – созидатель культуры. Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» (5 ч) 4 Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. 5 Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. 6 Государственный Русский музей. Эрмитаж. Икона «Чудо Георгия о змие». 7 Библиотеки – хранилища культуры. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России. 8 Человек – хранитель культуры. Представление о единстве культуре России. Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» (6 ч) 1 1 Основные виды учебной деятельности (УУД) Основные направления воспитательной деятельности П - умение строить высказывание Л – 3 нравственно-эстетическое оценивание П - умение строить высказывание К – умение 4 выражать свои мысли К – умение выражать свои мысли П – поиск 4 информации 1 П – поиск информации Л – нравственно- 4 эстетическое оценивание 1 К – умение выражать свои мысли нравственно-эстетическое оценивание 1 П – поиск информации 1 К – умение выражать свои мысли постановка вопросов 1 П – смысловое чтение К – умение выражать свои мысли 18 Л – 4 4 К – 4 4 9 Евангелие. Представление о Евангелии как 1 главной и древнейшей духовной книге в России. П – поиск информации К – умение выражать свои мысли 3,4 10 Иконы. Святая Троица. Иконы Божией 1 Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Храмы. Понятие «храм – дом Божий». 1 П – структурирование знаний К – постановка вопросов 3,4 П – структурирование знаний К – умение выражать свои мысли Л – нравственно-эстетическое оценивание 3,4 П – структурирование знаний К – постановка вопросов 3,4 П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание 3,4 К – умение выражать свои мысли П - умение строить высказывание 2,3,4 П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание К – постановка вопросов П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание 2,3,4 11 12 13 14 Особенности внешнего устроения храма. 1 Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении 1 православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Представление о православном богослужении. 1 Тема 4. «НАША РОДИНА» (10 ч) 15 Россия – наша Родина. Красота просторов 1 России, её историческое и культурное единство. 16 Древнейшие города России. Понятие о 1 кремлях как оборонительных сооружениях. 17 Москва – столица России. Московский 1 Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. 19 3,4 2,3,4 Календарно-тематическое планирование 2 класс № Содержание (разделы, темы) Вводный урок (1 ч) История религиозной культуры. 1 Колвочасов 1 Основные виды учебной деятельности (УУД) Основные направления воспитательной деятельности П - умение строить высказывание Л – нравственно-эстетическое оценивание 2,3,4 Тема 1. Духовное в реальном мире (3 ч) 1 2 Мир внешний и мир внутренний. 3 Человек – венец творения. 1 Добро и зло в человеческом обществе и в мире 1 природы. Тема 2. Жизнь Иисуса Христа и православные праздники (30 ч) 5 Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. 1 Рождество Пресвятой Богородицы. 6 Благовещение Пресвятой Богородицы. 1 4 П - умение строить высказывание К – умение выражать свои мысли К – постановка вопросов П – формулировка проблемы К – умение выражать свои мысли П – поиск информации П – поиск информации Л – нравственно-эстетическое оценивание 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 7 Рождество Христово 1 8 Поклонение волхвов Младенцу Христу. 1 П – поиск информации П – структурирование знаний П – поиск информации П – структурирование знаний П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание П – смысловое чтение 9 Бегство Иосифа с Марией и Младенцем Иисусом Христом в Египет. Возвращение в Назарет. Сретение Господне Рождение Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса Христа. 1 П – поиск информации 2,3,4 Л – нравственно-эстетическое оценивание 2,3,4 2,3,4 2,3,4 10 11 12 1 1 1 20 2,3,4 2,3,4 2,3,4 13 14 15 16 17 Усекновение честной главы Иоанна Предтечи Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Христа. Заповеди блаженств Традиции празднования Рождества Христова в России. Экскурсия в православный храм 1 1 К – постановка вопросов П - смысловое чтение П – поиск информации 2,3,4 2,3,4 1 П – поиск информации 2,3,4 1 П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание К – постановка вопросов 2,3,4 1 21 2,3,4 Календарно-тематическое планирование 3 класс № Содержание (разделы, темы) Колвочасов Основные виды учебной деятельности (УУД) Основные направления воспитательной деятельности 1. Россия – наша Родина. Культура и религия. 1 2,3,4 2. Человек и Бог в православии. 1 3. Православное учение о человеке. 1 4. Совесть и раскаяние. 1 5. Милосердие и сострадание. 1 6. Золотое правило этики. 1 7. Храм. 1 8. Икона 1 Личностные: -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; -формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе, социальной справедливости и свободы; -развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; -развитие доброжелательности и эмоционально 22 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 9. Как христианство пришло на Русь. 1 10. Зачем творить добро? 1 11. Чудо в жизни христианина 1 12. Православие в Божием суде. 1 13. Христианская семья. 1 14. Защита Отечества. 1 15. Христианин в труде. 1 16. Любовь и уважение к Отечеству. 1 17. Итоговая презентация творческих проектов 1 учащихся. – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: -овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; -вносить соответствующие коррективы в процессе их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 23 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 № Содержание (разделы, темы) Календарно-тематическое планирование 4 класс КолОсновные виды учебной деятельности (УУД) вочасов 1. Введение. Духовные ценности и 1 нравственные идеалы в жизни человека и общества 2. Россия – наша Родина 3. Основы православной культуры. Часть 1. 1 Культура и религия. 4. Человек и Бог в православии. 1 5. Православная молитва 1 1 Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки 24 Основные направления воспитательной деятельности 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 6. Библия и Евангелие. 1 7. Проповедь Христа. 1 8. Христос и Его крест. 1 9. Пасха. 1 10. Православное учение о человеке. 1 Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в 25 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 жизненных ситуациях. 11. Совесть и раскаяние. 1 12. Заповеди. Заповеди Блаженства 1 13. Милосердие и сострадание. 1 14. Золотое правило этики. 1 15. Храм. Православный храм и другие святыни. 1 Экскурсия в храм. Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и 26 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 16. Икона. 1 17. Творческие работы учащихся. 1 простые выводы. К. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Р. Определять самостоятельно критерии 2,3,4 оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Р. Определять самостоятельно критерии 2,3,4 оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 27 Календарно-тематическое планирование 5 класс № Содержание (разделы, темы) Колвочасов 1. В мире культуры - 2 часа 1 1. Величие многонациональной культуры российской 1 2. Человек – творец и носитель культуры 1 2. Нравственные ценности российского народа - 7 часов 1 3. «Береги землю родимую, как мать любимую» 4. Жизнь ратными подвигами полна 1 Темы проектов: «Герои – партизаны Великой отечественной войны», «Правнуки Победы о своих прадедах», «Герои Советского Союза – представители разных народов», «Место подвига в наше время». В труде – красота человека 1 5. 1 Основные виды учебной деятельности Основные направления (УУД) воспитательной деятельности Рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному. Размышлять о роли и значении языка в жизни человека и народа, о духовных корнях языка, о культурных традициях и их значении. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи. Отвечать на вопросы в конце параграфов. Выполнять задания в рабочей тетради и творческие работы (рисунки, сочинения-рассуждения) Формулировать тему урока. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи. Пересказыватьпрочитанное, соотносить с личным жизненным опытом. Рассказывать наизусть стихотворения, объяснять смысл крылатых выражений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы в 28 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 6. «Плод добрых трудов славен» 1 конце параграфов. Выполнять задания 2,3,4 в рабочей тетради и творческие работы. 7. Люди труда 1 2,3,4 8. Бережное отношение к природе 1 2,3,4 9. Семья – хранитель духовных ценностей 1 Темы проектов: «Трудовые подвиги представителей разных народов России», «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны». 3.Религия и культура - 5 часов 1 10. Роль религии в развитии культуры 1 11. Культурное наследие христиан-ской Руси. 1 12. Культура ислама 1 13. Иудаизм и культура 1 Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать темы уроков на основе проблемных вопросов. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря. Рассуждать о роли греческого языка в судьбе русского народа, о значении деятельности просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Рассматривать и характеризовать памятники, посвященные святым равноапостольным братьям, установленные в разных славянских государствах и городах России. Сравнивать кириллицу, глаголицу и современный русский алфавит, выявлять их духовные основы. Осуществлять поиск информации в учебнике для выполнения заданий. Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность. Отвечать на вопросы в конце параграфов. Выполнять задания в 29 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 рабочей тетради, творческие работы, индивидуальные и групповые проекты. 14. Культурные традиции буддизма 1 Прогнозировать результаты работы на 2,3,4 уроке, формулировать тему урока. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Знакомиться с буквами церковнославянскойазб уки, надстрочными знаками, ударениями, знаками препинания, обозначениями чисел. 4.Как сохранить духовные ценности - 2 часа 15. 16. Забота государства о сохранении духовных ценностей Хранить память предков Темы проектов «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся вашего класса»; «Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных ценностей»; «Театр как источник знаний и нравственных ценностей». Читать и объяснять смысл молитв и 2,3,4 текстов (Евангельских притч, заповедей) на церковнославянском языке. Отвечать на вопросы в конце параграфов. Выполнять задания в рабочей тетради, творческие работы, индивидуальные и групповые проекты. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 5.Твой духовный мир. - 1 час 30 17. Твой духовный мир 2,3,4 Календарно-тематическое планирование 6 класс № Содержание (разделы, темы) Колвочасов Основные виды учебной деятельности Основные направления (УУД) воспитательной деятельности 2,3,4 1 Введение.Предмет культуры(1ч.) 2 3 4 5 6 истории религиозной Роль православия в жизни российского общества. Возникновение христианства и Православной церкви Истоки и традиции православного вероучения. Источники знаний о Боге Появление первых христиан на Руси. Крещение Руси О Библии. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение человека, грехопадение Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство, всемирный потоп, явление Аврааму Святой 1 1 1 1 1 Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать тему урока. Объяснять значение терминов и понятий. Выполнять задания. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать тему урока. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Знакомиться с историей возникновения православия на Руси. Отвечать на вопросы. 31 1,2,3 1,2,3 2,3,4 2,3,4 1,2,3 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Троицы, испытание Авраама. Ветхозаветные пророки Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и 1 крещение Иисуса Христа. Чудеса и проповедь Христа Страдания, смерть и Воскресенье Иисуса Христа. Евангельские события после Воскрешения Христа Для чего строят храмы ? Откуда взят образ храма ? Древнее культовое зодчество на Руси. Внутреннее устроение храма Святыни – храмы православного мира. Сорок сороков московских храмов. Храмы Московского Кремля Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство Иконопись на Руси. Иконография образа Пресвятой Богородицы Чудотворная Владимирская икона Богоматери. Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы Чудотворные иконы Божией Матери «Знамение». Почаевская и Державная иконы Божией Матери 1 1 1 1 1 1 1 1 Выполнять задания в рабочей тетради, творческие работы, индивидуальные и групповые проекты. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать тему урока. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Знакомиться с сюжетами Ветхого Завета, пересказывать, выполнять рисунки. Читать и объяснять библейских сюжетов. Отвечать на вопросы. Выполнять задания в рабочей тетради, творческие работы, индивидуальные и групповые проекты. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 32 1,2,3 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 16 Монументальная живопись в православном 1 храме. Символы православного искусства 17 Жития святителя Николая Чудотворца, 1 великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного князя Александра Невского. Жития преподобного Сергея Радонежского, преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского Прогнозировать результаты работы на 2,3,4 уроке, формулировать тему урока. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Знакомиться с историей строительства храмов на Руси, формами, убранством храмов, используя материалы учебника, дополнительной литературы, сети Интернет. Отвечать на вопросы в конце параграфов. Выполнять задания в рабочей тетради, творческие работы, индивидуальные и групповые проекты. 2,3,4 Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Календарно-тематическое планирование 7 класс № Содержание (разделы, темы) Колвочасов Основные виды учебной деятельности (УУД) 33 Основные направления воспитательной деятельности 1. 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. – 12ч Как христианство пришло на Русь. Подвиг. 3. 1 1 1 Заповеди блаженств 4. 1 Христианство на Руси 5. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Личностные: -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 1 Зачем творить добро? 6. 1 Чудо в жизни христианина. 7. 1 Православие о Божием суде. 8. 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 -формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие 2,3,4 доверия и уважения к истории и культуре всех народов; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 1 Таинство причастия. 2,3,4 2,3,4 2,3,4 -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на 34 9. Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. 10. 1 основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе, социальной справедливости и свободы; 2,3,4 1 -развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; 2,3,4 Монастырь 11. 1 Отношение христианина к природе. 12. 1 -развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Христианская семья и её ценности. -наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: -овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с 35 2,3,4 2,3,4 поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; -вносить соответствующие коррективы в процессе их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Духовные традиции многонационального народа России. – 5ч 13. 1 Защита Отечества 14. 1 Христианин в труде. 15. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2,3,4 2,3,4 1 2,3,4 1 2,3,4 1 2,3,4 Любовь и уважение к Отечеству. 16. 17. Презентация творческих проектов на тему: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д. Презентация творческих проектов на тему: «Моё отношение к России», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества »,«Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. 36 Календарно-тематическое планирование 8 класс № Содержание (разделы, темы) Колвочасов 1. Основные виды учебной деятельности (УУД) 1 Основные направления воспитательной деятельности 2,3,4 Смысл жизни христианской семьи 2. Семья церковная 1 3. Рождение христианской семьи 1 4. Благочестивая семья. Родители и дети 1 5. Жизнь семьи в круге церковного календаря 1 6. Ритм жизни христианской семьи. Богослужения 1 Православные христиан 1 7. праздники – школа жизни Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать тему урока. Объяснять значение терминов и понятий. Выполнять задания. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать тему урока. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Знакомиться с историей возникновения православия на Руси. Отвечать на вопросы. Выполнять задания в рабочей тетради, творческие работы, индивидуальные и 37 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 8 Праздники святых семейств в православном календаре 1 9 Радость всему миру. Рождество пресвятой Богородицы. 1 10 Праздник искупления. Господня. Воздвижение Креста 1 Святая заступница. Пресвятой Богородицы. Праздник Покрова 1 12 Праздник Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных 1 13 Праздник обручения. Пресвятой Богородицы. 1 14 С нами Бог. Праздник Рождества Христова 1 15 Бог Господь явился нам. Праздник Крещения Господня 1 2,3,4 16 Спасение миру. Сретение Господне 1 2,3,4 11 Введение во храм групповые проекты. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке, формулировать тему урока. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Знакомиться с сюжетами Ветхого Завета, пересказывать, выполнять рисунки. Читать и объяснять библейских сюжетов. Отвечать на вопросы. Выполнять задания в рабочей тетради, творческие работы, индивидуальные и групповые проекты. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 38 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 Духовные традиции многонационального народа России. – 5ч 2,3,4 17 На пути к раю. Великий пост 1 2,3,4 39