МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УО администрации МО Кущевский район МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М. Г. РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов МБОУ ООШ № 18 им. Могилевского М.Г. __________Сушко О.В. Протокол №1 от "28" 08 2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Кущий М.Г. Протокол №1 от "28" 08 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ООШ № 18 им. Могилевского М.Г. _________Фоменко Е.В. Приказ № 313 от "29" 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Хоровое пение» для 4 класса начального общего образования на 2024-2025 учебный год Составитель: Кравцова Елена Георгиевна, учителя начальных классов Пояснительная записка Человек наделён от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческих фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческий навыков, помогает реализовать потребность в общении. Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. Цель: познакомить детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус. Задачи: Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности; освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, её интонационно-образной природе жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью; овладение практическими умениями и навыками различных видах музыкально – творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Программа рассчитана на 1 год обучения,1 академический час в неделю, общее количество часов составляет 34 часа В этом возрасте проявляются творческие способности каждого обучающегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы автор считает внеурочную деятельность. Она позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться лёгкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребёнка формируется постепенно, в течение длинного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет. В программе на ряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя ( в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса ( звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижёрским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания. Программа является самостоятельным курсом и может быть использована образовательным учреждением любого типа. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты. Требования к уровню подготовки обучающихся. Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровое пение», являются следующие знания, умения, навыки: • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству; • знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно -исполнительских возможностей хорового коллектива; • знание профессиональной терминологии; • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; • навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом; • сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей; • наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива; • знание устройства и принципов работы голосового аппарата; • обладание диапазоном в рамках принятой классификации; • владение всеми видами вокально-хорового дыхания; • умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях; • слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание его функционального значения; • знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений; • навыки чтения с листа. Основные показатели эффективности реализации данной программы: • высокий уровень мотивации обучающихся к вокально-хоровому исполнительству; • профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкальнохорового образования; • творческая самореализация обучающихся, участие вокально-хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно - массовых мероприятиях. Типы и виды УУД, необходимые для достижения необходимых результатов во внеурочной деятельности по музыке: Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании. Необходимо учитывать тот факт, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания. Личностные УУД: понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности; понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах; использование полученных на уроках музыки способов музыкальнохудожественного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования. Познавательные УУД: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Регулятивные УУД: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности; прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественномузыкальной деятельности; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной). Коммуникативные УУД: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе; знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов. Информационные УУД: осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека; формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации; расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства; использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, развивающих компьютерных игр, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека; обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки; расширение с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использование информации в проектно-исследовательской деятельности. Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в результате внеурочной деятельности по музыке: • чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им; • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; • признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД), проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации; умение устанавливать причинноследственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте; взаимодействовать и работать в группе; • формирование и развитие компетентностей в области использования информационнокоммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой художественной культуры; • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха),а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; • расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решении различных музыкально-творческих задач. Содержание программы. Занятия внеурочной деятельности «Хоровое пение» ведутся по программе, включающей несколько разделов. 1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки» Содержание .На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах. Формы - беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры. 2. Тема «Разбудим голосок» Содержание. Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосовогоаппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки. «Голос - одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные - слабые, высокие низкие, чистые -нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает па отличительныекачества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждогочеловека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какоголибо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь,упражнять,развивать,обогащать,совершенствовать. Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение. 3. Тема «Развитие голоса» Содержание.В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен,эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведениягероев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувствовкуса. Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение. 4. Тема «Музыка вокруг тебя» Содержание.Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, чтодаёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантамиэкскурсии В театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях. Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Формы - экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов. 5. Тема «Фольклор» Содержание Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра». Формы - импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен. 6. Тема «Творчество» Содержание.В раздел включены му зыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки,скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Формы - творческие игры, конкурсы. 7. Тема «Радуга талантов» Содержание.«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор му зыкального сопровождения музыкальных сказок. Подготовка сольных номеров. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Формы - творческий отчёт, концертная деятельность. Тематическое планирование и _____ _____________________________________ № Общее Темы занятий количество н/ часов н Первый год 1. Вводное занятие. 1 2. Основы хоровой теории . 13 Вокально-хоровая работа 3. 15 ппппрпрактические 4. Творчество 1 Радуга талантов 5. 4 Примерный репертуарный список: 2 год обучения 1. Учебно-тренировочный материал: - звуковедения; - формирование гласных звуков; - каноны. 2.Народная музыка: содержание деятельности Часы теоретических занятий Часы практических занятий I 13 15 1 4 1 13 15 1 4 - «Со вьюном я хожу» б. н. п. - «Вей, ветерок» л. н. п. - «В сыром бору тропина» р. н. п. - «Я на камушке сижу» обр. Римского-Корсакова; - «Жаворонок» фр. н. п. 3.Классика русская и зарубежная - «Окликание дождя» А. Лядов; - «Мишка» В. Калинников; - «Киска» В. Калинников. 4.Современная музыка - «Клоун», «Яга и Бармалей» Л. Вихарева; - «Добрый родничок» М. Парцхаладзе; - «Лети скорее, поезд» Назаров; - «Ding, dong» К. Орф; - «Восемь поросят» Ю. Чичков; - «Перемена» Н. Песков; - «Колыбельная маме» Л. Марченко; - «Летающий слон» П. Самойлов; - «Стаккато» Я. Дубравин; - «Пополам» В. Шаинский. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1. Уметь слышать свой голос в хоровом звучании и анализировать пение. 2. Умение грамотно петь текст, следить за цепным дыханием. 3. Уметь исполнять свою партию в каноне и двухголосии. 4. Знать элементы музыкальной грамоты. 5. Знать все музыкальные произведения, выученные за год. Календарно – тематическое планирование Nn/n Тема занятия 1 Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию» 2 3 4 5 6 7 Форма занятия Кол-во часов Групповая игра (занятие 1 в классе) Групповая и 1 Групповая игра 1 индивидуальная игра Беседа о певческом голосе. Разучивание « В нашем классе», « Осень» «Музыкальные движения». Развитие двигательных способностей ребёнка. Тема: «Развитие и охрана голоса» «Вокальная гимнастика». Исполнение « Солнечный круг» Упражнение на развитие дыхания. Дата занятия Групповая игра (занятие 1 в классе) Вокально-хоровая работа Парная и индивиду альная деятельность. Тема: «Звучащий мой голос Сольная и хоровая Разучивание « Смешной деятельность 1 1 1 человечек» 8-9 Разучивание детских песен. Занятие в классе 10-11 Работа над музыкальной сказкой «Бременские музыканты» «Голос нежнейший и тончайший инструмент» 2 Групповое и индивидуальное занятие (занятие в актовом зале) Тема: «Музыка и ты». Встреча с маленькими музыкантами. Групповая 12-13 14 2 Групповая игра 2 1 5 15-16 Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» Групповая игра 17-18 «Музыка-здоровье-жизнь» Групповая деятельность 19 «Я хочу услышать музыку» Работа в группе (занятие игра «Композитор -исполнитель - Музыкальная в классе) (занятие в классе) слушатель» 20 «Мир музыки» 21 22 23 24 25-26 27 28 29-30 31 32 33 34 Концерт для родителей Тема: «Ансамбль». Виды ансамбля.Разучивание « Снежная песенка» Русские народные песни и инструменты 2 2 1 1 Групповая игра (занятие 1 в классе) Актовый зал. 1 Игра в ансамбле 1 1 Хоровая и исполнительская Ансамбль русских народных деятельность Групповая игра (занятие 2 инструментов в классе) Просмотр презентации Презентация «Тайны 1 народного оркестра. оркестра» Работа в парах (занятие 1 Тема: «Творчество» в «Я маленький композитор». классе) Разучивание "Детство» Музыкальные игры Групповая игра (на 2 русского фольклора свежем воздухе) народа в зале) Работа в классе. Тема: «Радуга талантов» воздухе, 1 Репетиция концерта Работа в классе. Тематическая беседа « Красота 1 души русской» Репетиция концерта «Радуга Работа в классе 1 талантов» Отчетный концерт «Радуга Концерт для родителей 1 талантов» Материально-техническое обеспечение № п/п 1 2 4 5 Наименование учебного оборудования Книгопечатная продукция Учебно-методические комплекты (УМК) для 4 класса: Программа Книги о музыке Методическое пособие для учителя Наглядные пособия Картинки Плакаты: Различные позиции в пении Учебное оборудование Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Учебный стол Учебный стул Учительский стол Учительский стул Технические средства Компьютер Акустическая система Мультимедийный проектор ЛИТЕРАТУРА 1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет» 2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. 4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 1999. 5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 6. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. 7. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.