РП Математическая грамотность 7 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УО администрации МО Кущевский район
МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г.
РАССМОТРЕНО
ШМО естественноматематического цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________ Кущий М.Г.

______________ Фоменко Е.В.

Протокол № 1

Приказ № 243

от "30" 08 2023 г.

от "31" 08 2023 г.

______________ Некрасова Н.Ю.
Протокол №1
от "29" 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
для 7 класса основного общего
образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Николенко Татьяна Григорьевна
Учитель математики

ст.Кисляковская,2023

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём
(математическая грамотность)» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287, в ред. Приказа Минпросвещения
России от 18.07.2022 № 561), на основе федеральной рабочей программы основного общего
образования по учебному предмету «Математика» (базовый уровень).
с учетом учебно-методического пособия для учителей/ под ред. Е.Н. Белай –
Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2023. - 159 с
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты.
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к
использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур
гражданского общества (выборы, опросы и пр.).
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений.
Эстетическое воспитание:
способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умение видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовность применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность).
Экологическое воспитание:
ориентация на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их
решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды: готовность к действиям в условиях
неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую
деятельность; необходимость в формировании новых знаний, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие.
Метапредметные результаты.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых
когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений
работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;

— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и
данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных
навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать
мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы
и др.).
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок
и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
— самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с
учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять
причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку
приобретённому опыту.
Предметные результаты.
— Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с
рациональными числами.
— Находить значения числовых выражений.
— Округлять числа.
— Выполнять прикидку и оценку результата вычислений, оценку значений числовых
выражений. Выполнять действия со степенями с натуральны-

ми показателями.
— Решать практико-ориентированные задачи, связанные с отношением величин,
пропорциональностью величин, процентами; интерпретировать результаты решения задач с
учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов.
— Находить значения буквенных выражений при заданных значениях переменных.
— Использовать свойства степеней с натуральными показателями для преобразования
выражений.
— Решать линейные уравнения с одной переменной.
— Строить в координатной плоскости график линейного уравнения с двумя переменными;
пользуясь графиком, приводить примеры решения уравнения.
— Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными, в том числе графически.
— Составлять и решать линейное уравнение или систему линейных уравнений по условию
задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат.
— Понимать графический способ представления и анализа информации; извлекать и
интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей.
— Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам,
лучи, отрезки, интервалы; записывать числовые промежутки на алгебраическом языке.
— Отмечать в координатной плоскости точки по заданным
— Описывать с помощью функций известные зависимости между величинами: скорость,
время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность, время, объём работы.
— Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение,
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи. Измерять
линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.
— Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров
природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.— Строить
чертежи к геометрическим задачам.
— Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства
равнобедренных треугольников при решении задач.
— Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
— Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы,
проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.
— Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая.
— Решать задачи на клетчатой бумаге.
— Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения
углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников
и
многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых
секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
— Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности,
пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.
— Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр.
— Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о
перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.
— Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический
смысл.
— Изображать с помощью циркуля, линейки, транспортира на нелинованной и клетчатой
бумаге изученные плоские геометрические фигуры и конфигурации, симметричные фигуры.
— Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; представлять данные в
виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам
значений.
— Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на
диаграммах, графиках.
— Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.

Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний
школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний
семиклассников.
2. Содержание курса
Рациональные числа. Запись, сравнение, упорядочивание рациональных чисел. Округление
чисел. Оценка. Прикидка. Арифметические действия с рациональными числами. Решение
задач из реальной практики на части, на дроби. Степень с показателем: определение,
преобразование выражений на основе определения, запись больших чисел. Свойства степени с
натуральным показателем. Масштаб. Проценты. Пропорция. Реальные зависимости, в том
числе прямая и обратная пропорциональности.
Представление зависимости между величинами в виде формулы. Вычисления по формулам.
Преобразование буквенных выражений, тождественно равные выражения.
Линейное уравнение с одной переменной, число корней линейного уравнения, решение
линейных уравнений. Составление уравнений по условию задачи. Решение текстовых с
помощью уравнений. Функции. Примеры графиков, заданных формулами. Чтение графиков
реальных зависимостей. Линейная функция, её график.
Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса
угла. Параллельность и перпендикулярность прямых. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и
площадь прямоугольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного
параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Треугольник.
Высота, медиана, биссектриса, их свойства. Равнобедренный и равносторонний треугольники.
Неравенство треугольника. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки
равенства треугольников. Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов
треугольника. Внешние углы треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойство медианы
прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных
треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°. Неравенства в геометрии:
неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей
стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Центральная симметрия. Построение
симметричных фигур.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и
прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и
описанная окружности треугольника. Длина окружности. Площадь круга. Единицы измерения
длины, площади, объёма, времени. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых).
Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц,
использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое,
медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных.

2

Выставочный
комплекс
Атамань.Мид
ийноустричная
ферма в
Сочи

3

АО фирма
«Агрокомплекс
» им. Н.И.
Ткачёва.
Голубика

4

Прогулка по
городу
Армавиру

беседа,
квест-

1, 2, 3

онлайн
виртуаль
ная
экскурси
я,
практиче
ская

4

работа
практиче
ская
работа

виртуальное
путешестви
е

5

Материально-техническое
осна
щение(оборудование)**
Универсальные учебные действия
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные
понятия

Дата (факт)

Дата (план)

Основные виды
деятельности обучающихся (на
уровне учебных действий)
Выполнять сложение,
вычитание,
умножение,
деление
натуральных чисел.
Выполнять
сложение, вычитание,
умноже- ние, деление
обыкновенных
и
десятичных дробей.
Выполнять
округление натуральных
чисел
и
десятичных дробей.
Решать задачи на
части,
проценты,
пропорции,
на
нахождение
дроби
(процента) от величины и величины по её
дроби
(проценту),
дроби
(процента),
который составляет
од- на величина от
другой.
Приводить,
разби- рать, оценивать
различные решения,
запи- си решений
текстовых
задач.
Распознавать
и
объяснять, опираясь
на определе- ния,
прямо
пропорциональные и
обратно

Электронные (цифровые)
образователь-ные ресурсы*

Вводное
занятие

Форма проведения занятий

1

Тема занятия

№ занятия

3.Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятельности «
Математическая грамотность.» (1 час в неделю, всего 17 часов) 7 класс

1, 2

Личностн
ые УУД
Патриоти
ческое
воспитание.
Гражданс
кое
Трудовое
воспитани
е
Эстетичес
кое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
Физическ
ое воспитание.
Экологич
еское

и

5

Мемориал «Малая
земля» в
Новороссийске

беседа, работа
в группах

6

Туристический комплекс «Дыхание гор»

практическая
работа, работа

в г. Горячий Ключ

в парах

Счастливый раджа.

беседа, работа

«Трогательный» зоо-

в парах

7

парк
8

Карта Краснодарско-

соревнование

го края.«Сад-Гигант»
9

Мозаичный

Красно-

беседа, работа

дар

в парах

Кубанский орнамент
10

Стадион ФК «Краснодар»

виртуальная
экскурсия,
практическая

6

работа
виртуальная

11

экскурсия,
практическая

12

Экскурсия на
Пшадские водопады
Что мы знаем о
Кавказском
заповеднике?
Знакомство с природным
заповедником
«Утриш»

13

Краснодарская
краевая
детская
библиотека
имени
братьев
Игнатовых

14

15

Краснодар в огне
Поход в цирк города
Сочи. Загадка

Строить чертежи, решать задачи с помощью нахождения равных треугольников.
Изучать свойства углов, образованных
при пересечении параллельных прямых
секущей.
Находить числовые и буквенные значения
углов в геометрических задачах с использованием теорем о сумме углов треугольника и многоугольника.
Овладевать понятиями вписанной и описанной окружностей треугольника, находить центры этих окружностей.
Изучать методы работы с табличными и
графическими представлениями данных в
ходе практических работ.

7

работа
виртуальная
экскурсия,
практическая

8

работа

беседа, виртуальная работа в
библиотеке

Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы. Решать задачи.

беседа,

Осваивать
понятия:
наибольшее
и
наименьшее значения числового массива,

командная игра

круг-

лый стол

9

16

вокзальных

размах.

часов города Сочи

Решать задачи на выбор способа описания
данных в соответствии с природой данных
и целями исследования.

Квест по парку «Ривьера» в г. Сочи

17

ОАО
«Новоросцемент»
Итоговое

квест
практическая
работа, работа в
парах беседа,
квест- онлайн,
работа
в
группах или

занятие.

парах над мини-проектом
Итого

17

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».