МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УО администрации МО Кущевский район МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г. РАССМОТРЕНО ШМО естественноматематического цикла СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ______________ Кущий М.Г. ______________ Фоменко Е.В. от "28" 08 2024 г. Приказ № 313 ______________ Некрасова Н.Ю. Протокол №1 от "29" 08 2024 г. от "28" 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для 8 класса основного общего образования на 2024-2025 учебный год Составитель: Николенко Татьяна Григорьевна учитель математики ст.Кисляковская,2024 Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём (математическая грамотность)» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287, в ред. Приказа Минпросвещения России от 18.07.2022 № 561). Данный курс внеурочной деятельности является курсом познавательной направленности и рассчитан на 34 часа. Цель курса: Формирование основ математической грамотности обучающихся. Задачи курса: научить обучающихся переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель; научить обучающихся использовать математические знания при решении практических задач; научитьобучающихсяинтерпретироватьиоцениватьполученныепри решении задач результаты в контексте конкретных ситуаций. Формы занятий: беседа; виртуальнаяэкскурсия; команднаяигра; индивидуальнаяигра; практическаяработа; практикум; групповаяработа; работавпарах; круглыйстол; соревнование. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Личностныерезультаты. Патриотическоевоспитание: проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностнымотношениемкдостижениямроссийскихматематиковироссийской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданскоеидуховно-нравственноевоспитание: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.). Трудовоевоспитание: установка на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений. Эстетическоевоспитание: способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение видеть математические закономерности в искусстве. Ценностинаучногопознания: овладениеязыкомматематикииматематическойкультуройкаксредством познания мира. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья иэмоционального благополучия: готовностьприменятьматематическиезнаниявинтересахсвоегоздоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). Экологическоевоспитание: ориентация на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптациюобучающегосякизменя ющимся условиям социальной и природной среды: готовностькдействиямвусловияхнеопределённости,повышениюуровня своей компетентности через практическую деятельность; необходимостьвформированииновыхзнаний,осознаватьдефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие. Метапредметныерезультаты. Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовыелогическиедействия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовыеисследовательскиедействия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённогонаблюдения,исследования,оцениватьдостоверностьполученных результатов, выводов и обобщений; Работасинформацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбиратьформупредставленияинформацииииллюстрироватьрешаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями. Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целямиобщения;ясно,точно,грамотновыражатьсвою точкузрениявустныхи письменныхтекстах,даватьпоясненияпоходурешениязадачи,комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.). Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельносоставлятьплан,алгоритмрешениязадачи(илиегочасть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. Предметныерезультаты. Использоватьначальныепредставленияомножестведействительных чисел для сравнения, округления и вычислений. Находить квадратные корни, выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, используя свойства корней. Использоватьзаписибольшихималыхчиселспомощьюдесятичных дробей и степеней числа 10. Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменными. Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат. Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки, решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, давать графическую иллюстрацию множества решений неравенства, системы неравенств. Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения). Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач. Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центр симметрии. Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач. Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач. Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач. Строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и находить соответствующие длины. Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Пользоваться этими понятиями для решения практических задач. Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур. Применять полученные умения в практических задачах. Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания. Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач. Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни. Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств. Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний восьмиклассников. 2. Содержание курса Рациональные числа. Округление чисел. Оценка. Прикидка. Арифметические действия с рациональными числами. Решение задач из реальной практики на части, на дроби. Масштаб. Проценты. Пропорция. Представлениезависимостимеждувеличинамиввидеформулы.Вычисленияпо формулам. Преобразование буквенных выражений, тождественно равные выражения. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа. Стандартная запись числа. Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробнорациональные уравнения. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Числовые неравенства и их свойства. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной. Понятие функции. Способы задания функций. График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольная трапеция. Центральная симметрия, осевая симметрия. Средние линии треугольника и трапеции. Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия при решении практических задач. Свойства площадей геометрических фигур. Формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей подобных фигур. Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге. Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач. Синус,косинус,тангенсострогоуглапрямоугольноготреугольника. Тригонометрическиефункцииугловв30°,45°и60°. Окружностьикруг,хордаидиаметр,ихсвойства.Взаимноерасположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между хордами и секущими. Длина окружности. Площадь круга. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтениеи построениедиаграмм (столбиковых(столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степеньвершин.Представлениеосвязностиграфа.Цепиициклы.Путивграфах. Обходграфа(эйлеровпуть).Представлениеобориентированномграфе.Решение задач с помощью графов. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения.Использованиеграфическогопредставлениямножествдляописания реальных процессов и явлений, при решении задач. Решение задач с помощью графов. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Диаграмма Эй 1. Вводное занятие. Повторим математику 2. Краснодарский государственный историкоархеологический музей-заповедниким. Е.Д.Фелицына. Краснодарский академическийтеатр драмы им. Горького Группа компаний «СлавянскЭКО» Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление рациональных чисел. Выполнять округление чисел. Решать практико-ориентированные задачинадроби,проценты,прямуюи обратную пропорциональности, пропорции. Находить значения буквенных выраженийпризаданныхзначениях букв; выполнять вычисления по формулам. беседа, игра виртуальная экскурсия, практикум 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия Материально-техническое оснащение (оборудование)** Электронные (цифровые) образовательные ресурсы* Формапроведениязанятий Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Дата(факт) Дата(план) Тема занятия №занятия 1. Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятельности (1час в неделю, всего34 часа) ЛичностныеУУД Патриотическое воспитание. Гражданскоеи духовнонравственное воспитание. Трудовоевоспитание Эстетическое воспитание. Ценностинаучного познания. 4. Кавказскиегоры Санаторий«Лаба» 5. Достопримечательнос ти Краснодара Казачий бешмет Краснодарский край в цифрах Шапсугское «место силы» в Абинском районе Сафари-парквг.-к. Геленджик Золотое сечение в архитектурестаницы Воронежской УстьЛабинского района Случайные или неслучайныесобытия в г. Лабинске Парк «Краснодар Парк«Краснодар «Сад камней». 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. ОООАгрофирма «Приволье Старый парк в с. Кабардинка Краснодарский цирк Примеры графов в Краснодарского крае Достопримечательно с ти Брюховецкого района Музейнотуристический Применять, изучать преимущества, интерпретировать графический способ представленияианализаразнообразной жизненной информации. Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результатавычислений,преобразований, построений. Решать задачи из реальной жизни, применятьматематическиезнаниядля решения задач из других предметов. Решатьтекстовыезадачи,сравнивать, выбирать способы решения задачи. Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни. Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире. Выражать переменные из формул (физических, геометрических, описывающихбытовыеситуации). Решать текстовые задачи алгебраическим способом, интерпретировать результат. Применять свойства неравенств в ходе решения задач. Решать линейные неравенствасоднойпеременной.Решать системы линейных неравенств. практикум практикум виртуальная экскурсия, практикум практикум практикум виртуальная экскурсия, практикум практикум виртуальная экскурсия, практикум практическая работа Физическое воспитание. Экологическое воспитание. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природнойсреды. Познавательные УУД: Базовыелогические действия. Базовые исследовательские действия. Работа с информацией. Коммуникативные УУД: Общение. Сотрудничество. РегулятивныеУУД Самоорганизация. комплекс«Казачий Остров» 14. 15. 16. 17. Туапсе – город воинской славы Городской парк культуры и отдыха в г. Тимашевске Памятники, посвященныеобороне Туапсе. Городской парк культурыиотдыхав г.Тимашевска Кореновский молочноконсервный комбинат Курортныйпарквг. Горячий Ключ. Экскурсия в сафарипарк г.-к. Геленджик Сахарный завод в г. Кореновске Река Кубань. Население городов Краснодарскогокрая Исследовать примеры графиков, отражающих реальные процессы и явления.Приводитьпримерыпроцессов и явлений с заданными свойствами. Решать задачи на вычисление длин отрезковивеличинуглов.Использовать прирешениизадачпризнакиисвойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции, равнобокой трапеции, прямоугольной трапеции. Решать задачи на подобные треугольники. Применять полученные знания при решении геометрических и практических задач. Находить площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Находить площади подобных фигур. Вычислять площади различных многоугольныхфигур.Решатьзадачина площадь с практическим содержанием. Использовать теорему Пифагора в практических вычислениях. Вычислять углы с помощью теоремы о вписанных углах, теоремы о вписанном четырёхугольнике, теоремы о центральном угле. Использовать эти свойстваипризнакиприрешениизадач. Изучать методыработы с табличнымии графическимипредставлениями данных практикум практикум виртуальная экскурсия, работа в парах практикум Самоконтроль: ИКТ-компетенции: 1) самостоятельно находить информацию в информационном поле; 2) анализироватьи интерпретировать информацию; 3) составлятьплан обобщенного характера. Межпредметные понятия: таблица, сравнение, схема, пропорция, задача, расстояние, признаки, масштаб, свойства,множества, классификация, способ, график, диаграмма,формула, площадь, зависимость,оценка, прикидка, система, результат, корень, интерпретация. в ходе практических работ. Итого 17 Электронные(цифровые)образовательныересурсы* 1. ФГБНУ«ИнститутстратегииразвитияобразованияРоссийскойакадемииобразования».Единоесодержание общего образования [Электронный ресурс]. –URL https://edsoo.ru/ 2. ФГБНУ«Федеральныйинститутпедагогическихизмерений»[Электронныйресурс].–URLhttps://fipi.ru/ 3. ВиртуальнаяэкскурсиянаофициальныйсайтГБУККК«КГИАМЗим.Е.Д.Фелицына» [Электронный ресурс]. –URL https://felicina.ru/ 4. ВиртуальнаяэкскурсиянаофициальныйсайтКраснодарскоготеатрадрамы [Электронныйресурс].–URL https://www.dram-teatr.ru/ 5. Виртуальнаяэкскурсиянаофициальныйсайтсанаторий«Лаба»[Электронныйресурс].–URL https://sanatoriylaba.ru/o_sanatorii, Материально-техническоеоснащение(оборудование)* 1. Учебноепособиедляобучающихся«Читаем,решаем,живём(математическаяграмотность),8класс»»ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2024 2. Учебно-методическоепособиедляучителя«Реализациякурса«Читаем,решаем,живём (математическая грамотность), 8 класс»» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2024. 3. Компьютер,Интернет. 4. Классныйнаборчертежныхинструментов(линейкаклассная,угольникклассный,циркульклассный,транспортир классный) 5. Доскамагнитно-маркернаяилимеловая. 6. Проектормультимедийныйскреплением. 7. Компьютер(ноутбук)педагога. 8. Компьютер(ноутбук)обучающегося. 9. Интерактивнаядоска(приналичиивОО). 10. Индивидуальныйнаборчертежныхинструментовобучающегося(линейка,угольник,транспортир).