МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УО администрации МО Кущевский район МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г. РАССМОТРЕНО ШМО естественноматематического цикла СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ______________ Кущий М.Г. ______________ Фоменко Е.В. от "28" 08 2024 г. Приказ № 313 ______________ Некрасова Н.Ю. Протокол №1 от "29" 08 2024 г. от "28" 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Практикум по геометрии» для 5-6 класса основного общего образования на 2024-2025 учебный год Составитель: Николенко Татьяна Григорьевна учитель математики ст.Кисляковская,2024 Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 классов и рассчитана на 17 часов в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности. Цель курса: • • формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами. Задачи курса: • • формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание ответственности при выстраивании финансовых отношений в семье и обществе, • • приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых вопросов в области экономики семьи. Формы и виды деятельности: • экскурсия, • практикум, • онлайн занятие, • игра, • беседа, • мозговой штурм, • круглый стол, • решение задач, • проект, • работа в библиотеке, • написание эссе. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Личностные результаты: • формирование активной жизненной позиции; • развитие начальных навыков экономического стиля мышления в области экономических отношений в семье и обществе; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета; • уважение к труду; • приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения реальных экономических ситуаций. Метапредметные результаты: • развитие умений поиска информации, необходимой для решения математических задач; • формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.); • развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей; • развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными понятиями; • формирование навыков планирования действий с помощью учителя и самостоятельно; • развитие способности критического отношения к полученным результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и замечаний других людей; • развитие навыков коммуникации: составление устных и письменных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, распределение функций и ролей при совместной деятельности; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку ситуации; умение переложить знакомую математическую задачу в контекст проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни. Предметные результаты: • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых задач в области семейной экономики: доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инвестирование, прогнозирование и анализ полученных результатов; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин Обучающийся научится: • оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала; • оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.; • пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами); • применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара; • оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу; • решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки с помощью составления числовых выражений; • решать задачи на простые проценты и банковские проценты, изменение процентной базы (повышение и понижение цен на товары); • рассчитывать зарплату, налоги, премию; • принимать участие в расчетах семейного бюджета • решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения; • решать задачи с помощью деления числа в данном отношении на распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам, распределение оплаты за выполненную работу, • применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость; • решать задачи на двукратное изменение величины, в частности задачи на сложные банковские проценты; • решать задачи на распределение бюджета семьи, пользуясь диаграммами. Обучающийся получит возможность научиться: • приёмам грамотного распределения семейного бюджета; • оптимизировать доходы и расходы посредством математических механизмов; • применять аппарат математические методы для решения разнооб-разных задач из смежных предметов и практической деятельности; • выбирать изученные методы и их комбинации для решения матема-тических задач; • применять полученные знания при решении задач повышенной сложности. 2. Содержание курса РАЗДЕЛ 1. Доходы и расходы семьи Тема 1. Семейный бюджет (2 ч.) Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов. РАЗДЕЛ 2. Риски потери денег и имущества Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч.) Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. РАЗДЕЛ 3. Взаимодействие семьи и государства Тема 1. Социальные пособия (2 ч.) Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал. Тема 2. Налоги (5 ч.) Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются налоговые сборы. Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен. Налог. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. РАЗДЕЛ 4. Банковские услуги Тема 1. Вклады и кредиты (6 ч.) Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 17часов) № Тема занятия КолОсновные виды деятельности занятия во обучающихся (на уровне часов учебных действи Семейный бюджет (2 ч.) 1-2 Статьи семейных доходов. 2 Рассмотреть возможные Статьи семейных расходов. статьи доходов и расходов семейного бюджета. Расчёт доходов и расходов семьи на условных примерах. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч.) 3 Непредвиденные ситуации, 1 Рассмотреть, какие могут требующие дополнительных возникнуть жизненные расходов, их последствия. обстоятельства, в которых Аварии. Болезни. Несчастные человеку необходима случаи. Катастрофы. финансовая помощь государства. Рассмотреть задачи на экономию семейного бюджета. 4 Страхование. Страховая 1 Рассмотреть понятия компания. Страховой полис. страховки, виды страхования. Рассмотреть задачи на оптимизацию семейного бюджета. Социальные пособия (2 ч.) 5-6 Виды пособий и их выплаты. 2 Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал. Налоги (5 ч.) 7-8 Виды налогов. Налоговый 2 Кодекс. Как и на что расходуются налоговые сборы. Другие доходы государства. Проведение исследования того, какие виды социальных пособий есть в России. Рассмотреть задачи, связанные с влиянием социальных выплат на доход семьи Разобрать, какие виды налогов должны платить граждане РФ. Исследовать, для чего нужны налоги. Работа над проектом. 9 Что такое бюджет и для чего он нужен. Налог. Подоходный налог. 1 Налоговая ставка. Налог на прибыль. 10 Пеня. Налоговые льготы. 11 Налог на стоимость. 1 добавленную 1 Решение задач на расчёт различных налогов. Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчёт различных налогов. Работа над проектом. Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчёт различных налогов. Работа над проектом Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчёт различных налогов. Работа над проектом Вклады и кредиты (6 ч.) 12-13 Кредит. Проценты по кредиту. 2 Долги. Для чего нужны банки. Разобрать, какие услуги они предоставляют. Решение задач на расчёт по выплате кредитов. 14-17 Сбережения, виды сбережений, 4 депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. Исследовать, почему люди хранят деньги в банке. Решение задач на расчёт по банковских услуг на условных примерах. Материально-техническое оснащение (оборудование)* 1. https://fincult.info 2. https://cbr.ru 3. https://ifru.ru 4. https://vashifinancy.ru/ 5. http://www.gks.ru/ 6. Учебное пособие для обучающихся «Финансовая математика, 6 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021 7. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Финансовая математика, 6 класс»» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021