РП Читательская грамотность 8 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министераство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УО администрации МО Кущевский район
МБОУ ООШ №18 им.Могилевского М.Г.

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО гуманитарноэстетического цикла

Заместитель директора

Директор

________________________

М.Г.Кущий
Е.В.Фоменко
«28» августа 2024 г.
Приказ 313
от «29» августа 2024 г.

Л.И.Проценко
Протокол 1
от «28» августа 2024 г.

________________________ ________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по
функциональной грамотности
«Читательская грамотность»
для обучающихся 8 класс

ст.Кисляковская 2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для 8
класса на 2024– 2025 учебный год составлена в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 12.05.2019 г.),
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (далее ФГОС), основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ ООШ № 18 им.Могилевского М.Г.
Курс «Читательская грамотность» является необходимым дополнением к программам
всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является
стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность курса определена требованиями к образовательному результату,
заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как
запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить
школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её
при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную
грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать
образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве.
Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем
сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий
учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том
числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при
чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации
является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным,
основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования
стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению
и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции,
формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля,
интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться, развиваться и совершенствоваться в течение всех
лет обучения.
Основная цель курса «Читательской грамотность» в соответствии с требованиями
ФГОС ООО и ФОП ООО— создать условия для формирования навыков проведения анализа
текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения
поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Задачи курса:
–
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
–
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
–
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

–
осваивать
базовый
понятийный аппарат,
связанный с
чтением
как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и
инструментарий формирования видов целевого
чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
–
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации
Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных,
так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике,
форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба,
работа и производство, общество и др.).
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение
полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение
практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных
и практико-ориентированных задач.
Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю).
Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить
культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
•
основ
гражданской
идентичности
личности
(включая
когнитивный,
эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству,
осознание субъективной значимости использования русского языка;
•
основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
•
осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
•
развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора;
•
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
•
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
•
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
•
готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
● Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание).

● Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
● Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
● Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
● Группировать,
классифицировать предметы, объекты
на
основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
● Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
● Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
● Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
● Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
● Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности.
Регулятивные УУД:
● Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
● Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
● Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
● В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
● ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
● выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
● формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
● предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
● объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
● сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
● находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
● решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
● ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
● выделять главную и избыточную информацию;
● прогнозировать последовательность изложения идей текста;
● сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме;
● выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

● формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
● анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
● выявлять
имплицитную
информацию текста на
основе
сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
● критически относиться к рекламной информации;
● находить способы проверки противоречивой информации;
● определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Содержание учебного курса
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» - 7 ч
Определение основной темы и идеи текста. Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль,
художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности
разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру,
языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная
мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства
связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой,
сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.
Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в
виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники,
словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
Раздел «Типы текстов» - 6 ч
Типы текстов. Особенности построения текстов разных типов. Составление теста по
заданной структуре. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный) текстов разных
типов и стилей. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте напрямую. Типы текстов: текст-инструкция
(указания к выполнению работы, правила, уставы, законы), текст-объяснительная.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» - 21 ч
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в
текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка
используемой литературы и других информационных источников. Определение

последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе
предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов.
Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление
одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к
выполненному действию. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и
недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути
восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
Примерное тематическое планирование и основные виды учебной деятельности
№ урока

Количество
часов
7

1

1

2

1

3

1

4

1

5-6

2

7

1
6

8-10

11

Тема раздела, урока

Виды деятельности

Работа с текстом: поиск информации и
понимание прочитанного
Тема и идея текста.
Определение основной темы и идеи в
эпическом произведении.
Определение основной темы и идеи в
лирическом произведении.
Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
Учебный текст как источник информации.
Работа с текстом
Работа с текстом: как применять
информацию из текста в изменённой
ситуации?
Типы текстов

3

Тип текста: повествование, описание и
рассуждение. Работа с текстами разных
типов.

1

Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы,
законы)

Беседа. Работа
с книгой
Работа с книгой.
Деловая игра
Беседа. Работа
с книгой
Беседа. Работа
с книгой
Комплексный анализ
текста.
Работа с книгой
Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями.
Практическая работа
Работа с книгой
Комплексный анализ
текста
Практическая работа
Работа с книгой
Комплексный анализ
текста
Свободный обмен
мнениями

12-13

2

22

Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме,
толкование, определение).
Работа с текстом: преобразование и
интерпретация информации

14

1

Анализ и роль элементов текста.

15

1

Художественные детали и их значение.

16-17

2

Как работать с текстом собственного
сочинения.

2

Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль текста, предложенного для
анализа.

2

Поиск комментариев, подтверждающих
точку зрения, объясняющую содержание
фрагмента текста, предложенного для
анализа.

2

Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?

2

Построение оценочных суждений на основе
прочитанного

2

Обобщение прочитанного в виде тезиса.
Проблемные вопросы. Интерпретация
текста.

18-19

20-21

22-23

24-25

26-27

28

1

29

1

30

1

31-32

2

Практическая работа
Работа с книгой
Комплексный анализ
текста
Свободный обмен
мнениями

Структурирование информации.
Нахождение путей восполнения пробелов в
информации
Сопоставление разных точек зрения и
разных источников информации по
заданной теме
Решение на основе текста учебнопрактических задач

Практическая работа
Работа с книгой
Практическая работа
Работа с книгой
Практическая работа
Работа с книгой
Практическая работа
Работа с книгой
Комплексный анализ
текста
Свободный обмен
мнениями
Практическая работа
Работа с книгой
Комплексный анализ
текста
Свободный обмен
мнениями
Практическая работа
Работа с книгой
Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями.
Практическая работа
Работа с книгой
Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями.
Практическая работа
Работа с книгой
Практическая работа
Работа с книгой
Практическая работа
Работа с книгой

33

1

Диагностика читательской грамотности.

34

1

Решение на основе
практических задач

текста

учебно-

Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями.
Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
Интернет-ресурсы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
Библиотека http://lib.ru
Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru; http://school-collection.edu.ru
https://infourok.ru/tehnologii-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-obuchayushihsyakakuslovie-dostizheniya-vysokogo-kachestva-obrazovaniya-5429709.html
http://mcbs.ru/chtenie/ http://www.openclass.ru/
https://prosv.ru/news/show/5747.html
Учебно-методические материалы для учителя
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 5-8 классы:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций/В.В. Федоров и др. – М.:
Просвещение,2020.
Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 8-11
классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С.Ю. Гончарук и др. – М.:
Просвещение, 2019.
Дополнительная литература
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций. Г. С. Ковалёва и др. – М: Просвещение, 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».