МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министераство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УО администрации МО Кущевский район МБОУ ООШ №18 им.Могилевского М.Г. РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО ШМО гуманитарноэстетического цикла Заместитель директора Директор ________________________ М.Г.Кущий Е.В.Фоменко «28» августа 2024 г. Приказ 313 от «29» августа 2024 г. Л.И.Проценко Протокол 1 от «28» августа 2024 г. ________________________ ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по функциональной грамотности «Читательская грамотность» для обучающихся 8 класс ст.Кисляковская 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для 8 класса на 2024– 2025 учебный год составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 12.05.2019 г.), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ № 18 им.Могилевского М.Г. Курс «Читательская грамотность» является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Актуальность курса определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения. В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться, развиваться и совершенствоваться в течение всех лет обучения. Основная цель курса «Читательской грамотность» в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФОП ООО— создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности. Задачи курса: – развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности; – вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом; – развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; – осваивать базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации; – учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач. Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Планируемые результаты освоения курса Предметные результаты Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: ● Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). ● Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). ● Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. ● Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. ● Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: ● Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. ● Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). ● Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. ● Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. ● Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: ● Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. ● Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. ● Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). ● В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Ученик научится: ● ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; ● выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; ● формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; ● предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; ● объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; ● сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; ● находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); ● решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ● ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; ● выделять главную и избыточную информацию; ● прогнозировать последовательность изложения идей текста; ● сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; ● выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; ● формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться ● анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; ● выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); ● критически относиться к рекламной информации; ● находить способы проверки противоречивой информации; ● определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Содержание учебного курса Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» - 7 ч Определение основной темы и идеи текста. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Раздел «Типы текстов» - 6 ч Типы текстов. Особенности построения текстов разных типов. Составление теста по заданной структуре. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный) текстов разных типов и стилей. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы), текст-объяснительная. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» - 21 ч Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Примерное тематическое планирование и основные виды учебной деятельности № урока Количество часов 7 1 1 2 1 3 1 4 1 5-6 2 7 1 6 8-10 11 Тема раздела, урока Виды деятельности Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Тема и идея текста. Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Работа с текстом Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов 3 Тип текста: повествование, описание и рассуждение. Работа с текстами разных типов. 1 Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Беседа. Работа с книгой Работа с книгой. Деловая игра Беседа. Работа с книгой Беседа. Работа с книгой Комплексный анализ текста. Работа с книгой Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Практическая работа Работа с книгой Комплексный анализ текста Практическая работа Работа с книгой Комплексный анализ текста Свободный обмен мнениями 12-13 2 22 Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 14 1 Анализ и роль элементов текста. 15 1 Художественные детали и их значение. 16-17 2 Как работать с текстом собственного сочинения. 2 Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. 2 Поиск комментариев, подтверждающих точку зрения, объясняющую содержание фрагмента текста, предложенного для анализа. 2 Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? 2 Построение оценочных суждений на основе прочитанного 2 Обобщение прочитанного в виде тезиса. Проблемные вопросы. Интерпретация текста. 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28 1 29 1 30 1 31-32 2 Практическая работа Работа с книгой Комплексный анализ текста Свободный обмен мнениями Структурирование информации. Нахождение путей восполнения пробелов в информации Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме Решение на основе текста учебнопрактических задач Практическая работа Работа с книгой Практическая работа Работа с книгой Практическая работа Работа с книгой Практическая работа Работа с книгой Комплексный анализ текста Свободный обмен мнениями Практическая работа Работа с книгой Комплексный анализ текста Свободный обмен мнениями Практическая работа Работа с книгой Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Практическая работа Работа с книгой Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Практическая работа Работа с книгой Практическая работа Работа с книгой Практическая работа Работа с книгой 33 1 Диагностика читательской грамотности. 34 1 Решение на основе практических задач текста учебно- Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса Интернет-ресурсы Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru Библиотека http://lib.ru Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru; http://school-collection.edu.ru https://infourok.ru/tehnologii-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-obuchayushihsyakakuslovie-dostizheniya-vysokogo-kachestva-obrazovaniya-5429709.html http://mcbs.ru/chtenie/ http://www.openclass.ru/ https://prosv.ru/news/show/5747.html Учебно-методические материалы для учителя Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/В.В. Федоров и др. – М.: Просвещение,2020. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 8-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С.Ю. Гончарук и др. – М.: Просвещение, 2019. Дополнительная литература Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Г. С. Ковалёва и др. – М: Просвещение, 2020.