РП Читательская грамотность 7 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министераство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УО администрации МО Кущевский район
МБОУ ООШ №18 им.Могилевского М.Г.
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО гуманитарноэстетического цикла

Заместитель директора

Директор

________________________

________________________

________________________

М.Г.Кущий

Л.И.Проценко

«28» августа 2024 г.

Протокол 1

Е.В.Фоменко
Приказ 313
от «29» августа 2024 г.

от «28» августа 2024 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
для 7 класса
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Кущий Марина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы

Ст.Кисляковская,2024 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 7 классов составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым
коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;
– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования»
выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового
возраста.
Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемнодиалогового обучения, творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как
один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах
освоения учебных программ по всем предметам средней школы.
В результате изучения всех предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут
осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать
информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения,
сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут
2

использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и
практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно
полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из
других источников и имеющимся жизненным опытом
Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».
Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование читательской деятельности школьников;
- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.
Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов,
превратить их использование в привычку.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю. Срок реализации программы- 1 год.
Содержание курса включает следующее:
- поиск информации и понимание текста;
- преобразование и интерпретация текста;
- критический анализ и оценка информации.
Ожидаемые результаты реализации программы:







Повышение культурной компетентности
Повышение читательской компетентности
Изменение отношения к чтению
Рост читательской активности
Развитие мотивации к чтению
Воспитание уважения к книге
3

Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:







определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей;
сопоставлять информацию из разных частей текста;
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.

Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:



обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить
заключение о намерении автора;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и
разные источники информации по данной теме.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:







Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
Аргументировать свою точку зрения
Задавать вопрос
Составлять план текста
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
4

Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества
групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
5

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и
без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Система оценки достижений учащихся 7 классов
Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета
Виды контроля:
-практические, самостоятельные и контрольные работы.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность
учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия
мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию
личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры,
усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе
гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько
на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными
навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде
разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица
рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
6

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное
рисование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения,
установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной
дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией,
обществознанием.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

7

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
8

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучающихся

выражаются в следующем:

- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему,
идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания текста;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
Календарно-тематическое планирование
№

Дата

Тема урока

Форма организации
9

По плану Фактически
1

Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности

Беседа, кейс

2

Поиск информации и понимание текста

Лекционное занятие

3

Определение главной темы и общей цели или назначения текста

Практическое занятие

4

Различение темы и подтемы специального текста

Сбор материала и анализ

5

Выделение главной и второстепенной информации текста

Беседа

6

Поиск информации, явно заданной в тексте

Анализ текста

7

Выстраивание последовательности описываемых событий

Беседа, круглый стол

8

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов

Работа с текстом

9

Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в Беседа, исследование
текстовую информацию

10

Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, Индивидуальная работа
имеющихся в тексте

11

Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов

Практические задания

12

Преобразование и интерпретация информации

Работа с текстами

13

Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов

Индивидуальная и групповая
работа

14

Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно

Квест

15

Установление связей, не высказанных в тексте напрямую

Групповая работа, игра
10

16

Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования Индивидуальная работа, игра
определённой позиции

17

Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по Практические задания
заданной теме

18

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных Исследование, составление
кроссворда
задач

19

Критический анализ и оценка информации

20

Оценивание утверждений,
представлений о мире

21

Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения

Групповая игра

22

Обнаружение недостоверности получаемой информации

Беседа, круглый стол

23

Нахождение путей восполнения пробелов в информации

Квест –игра

24

Решение на основе текста учебно-практических задач

Лекция с элементами практики

25

Диагностика читательской грамотности

Самостоятельная работа

26

Анализ ошибок, допущенных в работе

Рефлексия в игровой форме

27

Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного

Практическая работа

28

Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных Составление и анализ текста
текстов

29

Поэтический текст как источник информации

сделанных

Практическое занятие
в

тексте,

исходя

из

своих Ролевая игра

Работа с текстами
11

30

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме,

Групповая работа

толкование, определение)
31

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления,
графики и диаграммы, посты и рекламные тексты

Индивидуальная и групповая
работа

32

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

Беседа, игра

33

Проверочная работа по формированию читательской грамотности

Тестирование

34

Итоговое занятие

Игровое занятие

Список рекомендуемой литературы:
1. Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени
обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu.
ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp
2. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320
с.
3. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского
городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm
4. Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК,
иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www.
g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf
5. Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. –
Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/
6. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 7 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
7. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6,
2004, стр. 40.
8. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В.
Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.
9. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.
12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».