МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министераство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УО администрации МО Кущевский район МБОУ ООШ №18 им.Могилевского М.Г. РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО ШМО гуманитарноэстетического цикла Заместитель директора Директор ________________________ ________________________ ________________________ М.Г.Кущий Л.И.Проценко «28» августа 2024 г. Протокол 1 Е.В.Фоменко Приказ 313 от «29» августа 2024 г. от «28» августа 2024 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для 7 класса на 2024-2025 учебный год Составитель: Кущий Марина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Ст.Кисляковская,2024 год Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 7 классов составлена на основе: - Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897; - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189; – основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»; – учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение». Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста. Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемнодиалогового обучения, творческой деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы. В результате изучения всех предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут 2 использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология». Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование читательской деятельности школьников; - умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты. Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку. Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю. Срок реализации программы- 1 год. Содержание курса включает следующее: - поиск информации и понимание текста; - преобразование и интерпретация текста; - критический анализ и оценка информации. Ожидаемые результаты реализации программы: Повышение культурной компетентности Повышение читательской компетентности Изменение отношения к чтению Рост читательской активности Развитие мотивации к чтению Воспитание уважения к книге 3 Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности» Личностные универсальные учебные действия Ученик научится: определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное; отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию; выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста; объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов; работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик сможет: обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения Аргументировать свою точку зрения Задавать вопрос Составлять план текста оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов 4 Ученик получит возможность научиться: - Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. - Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Предметные результаты обучения Ученик научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме; - находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ученик получит возможность научиться: - выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; 5 - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Система оценки достижений учащихся 7 классов Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета Виды контроля: -практические, самостоятельные и контрольные работы. Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности: - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста; - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); 6 - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование; - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; - исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт. Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины. Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе. Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 7 - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 8 - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем: - понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; - определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания текста; - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста; -собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Календарно-тематическое планирование № Дата Тема урока Форма организации 9 По плану Фактически 1 Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности Беседа, кейс 2 Поиск информации и понимание текста Лекционное занятие 3 Определение главной темы и общей цели или назначения текста Практическое занятие 4 Различение темы и подтемы специального текста Сбор материала и анализ 5 Выделение главной и второстепенной информации текста Беседа 6 Поиск информации, явно заданной в тексте Анализ текста 7 Выстраивание последовательности описываемых событий Беседа, круглый стол 8 Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов Работа с текстом 9 Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в Беседа, исследование текстовую информацию 10 Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, Индивидуальная работа имеющихся в тексте 11 Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов Практические задания 12 Преобразование и интерпретация информации Работа с текстами 13 Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Индивидуальная и групповая работа 14 Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно Квест 15 Установление связей, не высказанных в тексте напрямую Групповая работа, игра 10 16 Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования Индивидуальная работа, игра определённой позиции 17 Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по Практические задания заданной теме 18 Применение информации из текста при решении учебно-познавательных Исследование, составление кроссворда задач 19 Критический анализ и оценка информации 20 Оценивание утверждений, представлений о мире 21 Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения Групповая игра 22 Обнаружение недостоверности получаемой информации Беседа, круглый стол 23 Нахождение путей восполнения пробелов в информации Квест –игра 24 Решение на основе текста учебно-практических задач Лекция с элементами практики 25 Диагностика читательской грамотности Самостоятельная работа 26 Анализ ошибок, допущенных в работе Рефлексия в игровой форме 27 Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного Практическая работа 28 Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных Составление и анализ текста текстов 29 Поэтический текст как источник информации сделанных Практическое занятие в тексте, исходя из своих Ролевая игра Работа с текстами 11 30 Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, Групповая работа толкование, определение) 31 Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты Индивидуальная и групповая работа 32 Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Беседа, игра 33 Проверочная работа по формированию читательской грамотности Тестирование 34 Итоговое занятие Игровое занятие Список рекомендуемой литературы: 1. Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp 2. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с. 3. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm 4. Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf 5. Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/ 6. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 7 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с. 7. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40. 8. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с. 9. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006. 12 13