УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ИМЕНИ МОГИЛЕВСКОГО М.Г. Принята на заседании педагогического совета Утверждаю Директор МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г. /Фоменко Е.В./ «29» 08 2024г. от «29» 08 2024г. Протокол № 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Театр в школе» (Указывается наименование программы) Уровень программы: базовый (ознакомительный, базовый или углубленный) Срок реализации программы: 1 год: 34ч. (общее количество часов) Возрастная категория: от 7 до 10 лет Форма обучения: очная Вид программы: модифицированная (типовая, модифицированная, авторская) Программа реализуется на бюджетной основе ID-номер Программы в Навигаторе: Автор-составитель: Тоскучева Марина Анатольевна, учитель английского языка (указать ФИО и должность разработчика) ст. Кисляковская, 2024 План внеурочной деятельности школы отводит 34 часа для изучения внеурочной деятельности «Театр в школе» на этапе основного общего образования, в том числе: в 1-4 классах по 17 часов, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа разработана на основе программы курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4-х классов «Театр в школе» для начальной школы. Автор И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008). Раздел 1. Общая характеристика программы (пояснительная записка) 1.1. Обоснование актуальности и ее практической значимости. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее –ФЗ № 273), Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008), Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарноэпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14). Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки в постижении мира, заразить его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во "вражеский треугольник", а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. 2 Игра, игровые упражнения, выступают как способ приспособления ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Новизна программы прослеживается в применении системнодеятельностного подхода при подаче материала. Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских: на занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребенок во всех мастерских выступает в роли то актера, то музыканта, то художника. Он на практике узнает о том, что актер – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии, в той или иной форме, будут присутствовать компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдет в последнем полугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля. 1.2. Цель и задачи реализации программы. Цель программы: - создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства; - развитие мотивации личности ребенка к познанию и театральному творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия участников образовательного процесса; Задачи: способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка; формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения; привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней; ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением. Следует заметить, что при организации работы с детьми 7-8 лет необходимо учитывать возрастные особенности. У детей этого возраста ведущий вид деятельности - игровой, поэтому так важно научить детей играть и через игру познавать мир. Рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и 3 нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток. 1.3. Планируемые результаты обучения. В результате освоения программы курса «Театр в школе» обучающиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки: Ожидаемые результаты: 1. Развитие творческого потенциала личности 2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себя и в свои силы; 3. Развитие умений работать в команде, 4. Развитие исполнительских способностей; 5. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. 6. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.; 7. Владение нормами этического поведения в театре. По завершении обучения учащиеся должны знать: театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности. Должны уметь: - создавать пластические импровизации на заданную тему; - сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. -пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом; -организовать и провести игровой тренинг. Личностные результаты: 1) формирование средствами театрального искусства целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 4 2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта просмотра театральных спектаклей и публичных выступления; 3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных и игровых ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать кон¬фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав¬нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. 10) развивать интерес к истории театрального искусства, к театральным профессиям, творческому труду. Метапредметные результаты: 1) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 2) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 3) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 4) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта 5 интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) знакомиться с театральным искусством, расширять представления о профессии актера и режиссера, реквизитора, бутафора, гримера, художника-декоратора; 2) осознание значимости театрального творчества для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности знакомства с новыми спектаклями; 3) знать основные правила поведения в театре и применять их на практике. Иметь представление об устройстве театральной сцены, уметь объяснить почему «Театр начинается с вешалки». Расширить представление о правилах поведения в театре и уметь применять их на практике; 4) Углубить представление о различных видах театрального искусства; знать элементы оформления спектакля (декорация, цвет, свет, звук, шумы и т. п.). Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома), макетов, эскизов декорации. Способы определения результативности. Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, наблюдение за деятельностью ребенка в процессе занятий, тренинги и т.д.). В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий, самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений. 1.4. Целевая аудитория (контингент слушателей) Обучающиеся 1-4 классов общеобразовательных организаций. 1.5. Объем программы Общая трудоемкость программы составляет: 34 часа. 1.6. Форма проведения занятий: очная Сроки реализации программы. Программа реализуется 1 раз в неделю в параллели 1-4-х классов в течение учебного года. Раздел 2. Содержание программы 6 2.1. Тематический план программы План программы внеурочной деятельности для учащихся 1-4-х классов общеобразовательной организации «Театр в школе». № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Название темы Знакомство. Дорога в театр. В театре. Как создается спектакль. Учимся актерскому мастерству. Делаем декорации. Придумаем и делаем костюмы. В мастерской бутафора. Делаем афишу и программку. Создание спектакля. Мастерская художника. «Театральные профессии» Как самому сделать макет декорации. Истории про театр. Театральное мастерство. Этюд. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Зритель в театре. Итого: Кол-во часов 1 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 1 1 3 34 2.2. Рабочая программа дополнительной внеурочной программы Программы «Театр детям» для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Занятия направлены на выявление психофизических предикатов актерского творчества у учащихся, с целью определения эффективных методов воздействия на учебную активность учащихся и создания оптимальных условий для развития актерских навыков. 1. Знакомство. (1 ч) Что такое искусство. Театр как вид искусства. 2. Дорога в театр (2 ч) Путешествие в театр. Театр как здание. Театральные профессии. 3. В театре (3 ч) Мы в театре. Зрительный зал, сцена, оркестровая яма. «Театр начинается с вешалки» К.С.Станиславский. Этика поведения в театре. Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис». 4. Как создается спектакль (2 ч) Путешествие по театральным мастерским. 7 Бутафорская и гримерная. В мастерской костюмера и художника. Мастерская актера и режиссера. 5. Учимся актерскому мастерству (2 ч) Знакомство с театром пантомимы. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение С. Черного «Про девочку, которая нашла своего мишку». 6. Делаем декорации (2 ч) Изготовление декорации к «Сказке Про Дракона». «Замок». Изготовление декорации к «Сказке Про Дракона». «Лес». 7. Придумываем и делаем костюмы (2 ч) Стихотворение В. Берестова «В дверь диетической столовой». Театральные маски. Изготовление маски Дракона и Льва. 8. В мастерской бутафора (2 ч) Бутафорская мастерская в театре. Изготовление пальчиковых кукол. Разыгрывание «Сказки Про Дракона». 9. Делаем афишу и программку (2 ч) Афиша. Изготовление афиши. Театральная программка. 10. Создание спектакля (2 ч) Драматург в театре. Пьеса «Приключения Буратино». Работа театральных мастерских по подготовке спектакля. 11. Мастерская художника. «Театральные профессии» (2 ч) Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в спектакле. Реквизит – реквизитор. Художник-декоратор. 12. Как самому сделать макет декорации (1 ч) Изготовление макета декорации. Эскиз декорации к сказке «Приключения Буратино». 13. Истории про театр (3 ч) Происхождение театра. История про театр «Глобус». История про современный театр. Кукольный театр. История про устройство зрительного зала. Театральный билет. 14. Театральное мастерство. Этюд. (2 ч) Этюд. Одушевление неодушевленных предметов. Этюды «В театре», «Покупка театрального билета». 15. Музыкальное сопровождение (1 ч) Роль музыки в театре. 16. Звук и шумы (1 ч) Создание атмосферы места действия. 17. Зритель в театре (3 ч) Этика поведения в театре. Этюд «В театре». Репетиция урока-концерта. Открытый урок-концерт. 3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной внеурочной программы. 3.1. Материально-технические условия Занятия проводятся в достаточно оборудованном кабинете, соответствующем нормам Сан Пин./на территории прилегающей к школе). В классе должно быть техническое оборудование: музыкальный центр, микрофоны, компьютер (а также краски, кисти и остальные необходимые для творчества инструменты). 3.2. Учебно-методическое обеспечение дополнительной внеурочной 8 программы Методические разработки, информационный материал, наглядные пособия, фотографии, видеоматериалы, образцы изделий, шаблоны, раздаточный материал. Список литературы для учителя. Генералова И.А. «Театр. Пособие для дополнительного образования». Методические рекомендации для учителя.- М: Баласс, Изд. Дом РАО, 2015 г. – 196 с. 2. Генералова И.А. Театр: Пособие для дополнительного образования в 3-х частях. – М: Баласс, Изд. Дом РАО, 2019 г. 3. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. – С. 10-24.- М., 1992. 4. Крутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, миниспектакли, пьесы. 1 – 9 классы.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2008. 5. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой). – Нижний Новгород – Москва, 1993. 6. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. 7. Немеровский А.П. Пластическая выразительность актера. – М.: Просвещение, 1976. 8. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 9. Парулина О.В. Мир игрушек и поделок. – Смоленск, 2000. 10. Пикулева Н.В. Слово на ладошке. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. 11. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978. 12. Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие. – М.: «ВЛАДОС», 1998. 13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: АРКТИ, 1995. 14. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996. 15. Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002. 16. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: «Фолио», 2000. 17. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: «Генезис», 2004. 18. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение,1995. 19. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и 1. 9 репертуар. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000. Список литературы для родителей и детей. 1. Александра Никитина Словарь (N4/20017) / сайт «Издательского дома «Первое сентября», вкладка журнал «Искусство» Режим доступа: http://art.1september.ru/topic.php 2. Татьяна Шабалина «Возникновение искусства театра» / Энциклопедия «Кругосвет» Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html?pa ge=0,1#part-1 3. Татьяна Шабалина «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет» Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BRODYACHIE _AKTERI.html 4. Татьяна Шабалина Театр «Глобус» (GLOBE) / Энциклопедия «Кругосвет» Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR_%C2% ABGLOBUS%C2%BB_GLOBE.html 5. "Актерский тренинг - теория и практика" Л. Грачева/ Энциклопедия «Кругосвет»Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/akterskiitrening-teoriya-i-praktika-l-gracheva 10