Положение о профессиональной этике педагогических работников

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
МБОУ ООШ № 18
им. Могилевского М.Г.
Протокол № 1 от 30.08.2024г

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ ООШ № 18
им. Могилевского М.Г.
№ 370 от 30.08.2024г
Директор
____________ Е.В.Фоменко

СОГЛАСОВАНО
Советом родителей МБОУ ООШ № 18
им. Могилевского М.Г.
Протокол № 1 от 29.08.2024 г

СОГЛАСОВАНО
Советом обучающихся МБОУ ООШ № 18
им. Могилевского М.Г.
Протокол № 1 от 29.08.2024

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 18
ИМЕНИ МОГИЛЕВСКОГО М.Г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Настоящее Положение о профессиональной этике педагогических работников
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
основной
общеобразовательной школы № 18 имени Могилевского М.Г. (далее - Положение)
разработано в соответствии с:
1.1.1.

Конституцией Российской Федерации;

1.1.2.

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

1.1.3.

Трудовым кодексом Российской Федерации;

1.1.4.

Законом РФ «О противодействии коррупции»;

1.1.5. Законом РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию»;
1.1.6. Примерным положением о нормах профессиональной этики педагогических
работников
1.1.7. Другими локальными актами, нормами международного права, а также
общечеловеческими моральными нормами и традициями российской школы;
и содержит нормы профессиональной этики педагогических работников, которыми
рекомендуется руководствоваться при осуществлении профессиональной деятельности
педагогическим работникам МБОУ ООШ № 18 им. Могилевского М.Г. (далее – ОО),
независимо от занимаемой ими должности, и механизмы реализации права
педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения
норм профессиональной этики педагогических работников;
1.2.

Настоящее Положение служит целям:

1.2.1. Установления нравственно-этических норм деятельности педагогических
работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими
своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения
должностных обязанностей;
1.2.2. Содействию условий для укрепления авторитета и обеспечения единых норм
поведения педагогических работников школы;
1.2.3.

Повышения доверия граждан к ОУ;

1.3. Положение призвано повысить эффективность выполнения педагогическими
работниками своих должностных обязанностей;
1.4. Положение служит основой для формирования взаимоотношений в системе
образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической
деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников;
1.5. Знание и соблюдение педагогическими работниками настоящего Положения является
одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности;
1.6.

Настоящее Положение:

1.6.1. Является локальным нормативным актом, регламентирующем деятельность
школыв трудовой сфере;
1.6.2. Принимается на педагогическом совете с учетом мнения выборного органа
профессионального союза работников ОО и утверждается приказом директора
школы;
1.6.3. Вводится в действие со дня утверждения на срок действия документов, в
соответствии с которыми разработано;
1.6.4. Изменения и дополнения в настоящее Положение утверждаются приказом
директора школы;
1.7. Педагогический работник, который состоит в трудовых отношениях с ОО и
выполняет трудовые обязанности по обучению, воспитанию обучающихся обязан
соблюдать настоящее Положение.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.
2.1. Нормы этики педагогических работников устанавливаются на основании норм
культуры, традиций российской школы, конституционных положений и законодательных
актов Российской Федерации, норм международного права;
2.2. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и
достоинство, присущие их деятельности;
2.3. При выполнении должностных обязанностей
руководствуются следующими принципами:
2.3.1.
Законность;
2.3.2.
Профессионализм;
2.3.3.
Ответственность;
2.3.4.
Демократичность;
2.3.5.
Толерантность;
2.3.6.
Гуманность;
2.3.7.
Справедливость;
2.3.8.
Порядочность;
2.3.9.
Взаимное уважение;

педагогические

работники

3. НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ
3.1. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом
и государством, призваны:
3.1.1. Уважать честь и достоинство
образовательных отношений;

обучающихся

и

других

участников

3.1.2. Исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
3.1.3. Проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

3.1.4. Проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывая культурные и иные особенности различных
социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному
взаимодействию между обучающимися;
3.1.5. Соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство свобод
человека и гражданин, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств;
3.1.6. Придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой
образовательной программы;
3.1.7. Воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред
здоровью и (или) развитию детей;
3.1.8. Избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой
репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПЕРЕД ОБУЧАЮЩИМИСЯ
4.1.

Педагогические работники в процессе взаимодействия с обучающимися:
4.1.1. Признают уникальность, индивидуальность и определенные
потребности каждого;

личные

4.1.2. Сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном
уважении;
4.1.3. Выбирают такие методы работы, которые поощряют в обучающихся развитие
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
самоконтроля,
самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
4.1.4. Стараются обеспечить поддержку каждому ребенку для наилучшего раскрытия
и применения его потенциала;
4.1.5.

Проявляют толерантность;

4.1.6. Осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех
делах, затрагивающих их интересы;
4.1.7. При оценке поведения и достижений обучающихся стремятся укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования,
повышать мотивацию обучения;
4.1.8. Защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того,
чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
4.1.9.

Стремятся стать для них положительным примером;

4.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
4.2.1.

Навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;

4.2.2. Оценки их личности и поступков, личности их родителей (законных
представителей);
4.2.3. Проведения в ходе образовательной деятельности политической и (или)
религиозной агитации;
5. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

5.1. Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или
неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) обучающихся в
вопросы, которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей;
5.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся должны:
5.2.1. Помнить, что обратившиеся, как правило, столкнулись с трудностями,
неприятностями. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь,
зависит их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе школы в
целом;
5.2.2. Проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
5.2.3.

Начинать общение с приветствия;

5.2.4. Относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам,
оказывать им необходимую помощь;
5.2.5. Выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего,
проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику, при необходимости в
корректной форме задать уточняющие вопросы;
5.2.6. Высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно,
без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
5.2.7. Разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и
локальных актов по обсуждаемому вопросу;
5.2.8. Принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий
сообщить координаты полномочного лица);
5.3. В процессе взаимодействия с родителями
обучающихся педагогические работники не должны:

(законными

5.3.1.

Заставлять их необоснованно долго ожидать приема;

5.3.2.

Разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;

5.3.3.

Перебивать их в грубой форме;

5.3.4.

Проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;

представителями)

5.3.5. Разглашать высказанное обучающимися мнение о своих родителях (законных
представителях);
5.3.6. Переносить свое отношение к родителям (законным представителям)
обучающихся на оценку личности их детей;
5.4. Прилагать все усилия, чтобы приобщить родителей (законных представителей)
активно участвовать в образовании их ребенка и поддерживать тем самым процесс
обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребенка формы
работы;
5.5. Не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных
острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал;
5.6. В случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного представителя)
обучающегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное
напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса;
6. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПЕРЕД КОЛЛЕГАМИ
6.1.

Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

6.1.1. Поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные
мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в
самом начале своего профессионального пути;
6.1.2.

Поддерживают и продвигают интересы коллег;

6.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
6.2.1. Пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или
проведения необоснованного сравнения их работы со своей ОО;
6.2.2.

Предвзятого и необъективного отношения к коллегам;

6.2.3.

Обсуждения их недостатков и личной жизни;

7. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА
СПРАВЕДЛИВОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЯ
НОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
7.1. Образовательная организация стремится обеспечить защиту чести, достоинства и
деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
7.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных разделом 2 настоящего Положения, рассматриваются комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частью 2
статьи 45 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым
спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской
Федерации, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах –
гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
7.3. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
7.4. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в
состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений в обязательном порядке включается представитель выборного органа
первичной профсоюзной организации – Профессионального союза работников.
7.5. В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения
решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, несоответствия решения комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений законодательству Российской Федерации или
нежелания педагогического работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет
право обратиться в суд.
8

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
8.1. Нарушение педагогическим работником настоящего Положения рассматривается на
заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных Уставом МБОУ ООШ
№ 18 им. Могилевского М.Г. и комиссии по урегулированию споров, между участниками
образовательных отношений;

8.2. Соблюдение педагогическим работником Настоящего Положения может учитываться
при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой
должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения
работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка,
несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников,
добросовестно исполняющих трудовые обязанности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».