РП Подготовка к ОГЭ по биологии 9 кл.

Краснодарский край, Кущёвский район, станица Кисляковская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 18 имени Могилевского М.Г.

Согласовано на ШМО
Протокол № 1

Принято
на Педагогическом совете

от «27» августа 2025 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

Утверждаю:
директор МБОУ ООШ № 18
им. Могилевского М.Г.
Е.В. Фоменко
Приказ № 381
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО БИОЛОГИИ»
(9 класс)

Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по биологии»

разработана в рамках государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса в соответствии с
основными положениями ФГОС ООО по внеурочной деятельности на основе следующих
документов: обязательный минимум содержания основного общего образования по
биологии (приложение к Приказу Министерства образования России от 19.05.1998г №
1236);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования
России от 05.03.2004г № 1089)
Программа разработана в соответствии с ФГОС
ООО Данная программа рассчитана на 34 часа в год
Цель •
подготовка выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации

Задачи
отработка и закрепление знаний базового уровня
повышение качества знаний учащихся
обеспечение благоприятных условий для успешной сдачи ОГЭ.
Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных вопросов
изучаемых в курсе биологии 6- 9 классов, и направлена на достижение следующих целей:
освоение
знаний
о
живой
природе
и
присущих
ей
закономерностях;
строении, жизнедеятельности
и
средообразующей
роли
живых
организмов;
человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической
деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение
умениями
применять биологические
знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
использовать информ ацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о
факторах здоровья и риска; работать
с
биологическими
приборами,
инструментами,
справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собстве нногоорганизма,
биологические эксперименты;
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей в процессе
проведения
наблюдений
за живыми
организмами,
биологических эксперим ентов, работы с различными источниками информации;
воспитание
позитивного
ценностного
отношения
к
живой
природе,
собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой
помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к
природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил
поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний,
травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми
заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков
регистрации и бланков ответов 1 и 2.

Содержание изучаемого курса
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Форма организации внеурочной деятельности – консультации: лекционные занятия с
практической частью в виде решения вариантов заданий КИМ
Виды деятельности обучающихся:




Слушание объяснений учителя
Систематизация учебного материала.
Решение текстовых количественных и качественных задач.





Выполнение заданий.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Работа с раздаточным материалом.

Элементы содержания
Блок 1. Биология как наука. Методы биологии
1.1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.
Наблюдение, описание, измерение биологических объектов
Блок 2. Признаки живых организмов
2.1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Гены и хромосомы. Нарушение в строении и функционировании клеток – одна из причин
заболеваний
организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни
2.2. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и
животных, выявление изменчивости организмов. Приѐмы выращивания и размножения
растений и домашних животных, уход за ними
Блок 3. Система, многообразие и эволюция живой природы
3.1. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной
деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека
3.2. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности
3.3. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности
3.4. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности
3.5. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции
Блок 4. Человек и его здоровье
4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и
процессы жизнедеятельности человека
4.2. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная
система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны
4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
4.4. Дыхание. Система дыхания
4.5. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет
4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы
4.7. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения
4.9. Покровы тела и их функции
4.10. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение
4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат
4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека

4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и
безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга.
Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции,
речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, способность к
накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных,
творческих и
эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности
личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека
4.14. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное
питание, рациональная
организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание,
гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда
и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные
заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных
заболеваний.
Профилактика отравлений, вызываемых ядовитым растениями и грибами; заболеваний,
вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей
болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха
4.15 Приѐмы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными
продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего;
кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении
зрения

Результаты освоения курса
Личностные УУД
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
 смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом,
Регулятивные УУД
 целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
 планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его
временных характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений от него;
 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий.


Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия:
 структурирование знаний;
 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
 смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
 постановка и формулирование
проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Логические универсальные действия:
 анализ;
 синтез;
 сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
 подведение под понятие, выведение следствий;
 установление причинно-следственных связей;
 построение логической цепи рассуждений;
 доказательство;


Предметные
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:
Признаки биологических объектов:
 живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий)
 генов, хромосом, клеток
 популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы
Сущность биологических процессов:



обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт
веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция
жизнедеятельности организма, раздражимость
круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения
УМЕТЬ объяснять:












роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп)
роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности
взаимосвязи организмов и окружающей среды
роль биологического разнообразия в сохранении биосферы
необходимость защиты окружающей среды
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе
взаимосвязи человека и окружающей среды
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний, иммунитета у человека
роль гормонов и витаминов в организме

УМЕТЬ изучать:


биологические объекты, биологические процессы

УМЕТЬ распознавать и описывать:



на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки
на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека










на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов
на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных
отдельных типов и классов
культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные
для человека растения и животные
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,
типы взаимодействия разных видов в экосистеме
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения
определять принадлежность биологических объектов к определѐнной
систематической группе (классификация)
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье; последствия деятельности человека в экосистемах
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в
научно- популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых
организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ


для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ инфекции; вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и
простудных заболеваний



для оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями;
укусах животных; при простудных заболеваниях; ожогах; обморожениях; травмах;
спасении утопающего
для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил
поведения в окружающей среде
для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними




Тематическое планирование
Тема
№
п/п
Навигатор подготовки к экзамену
1.
1. Ознакомление со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов (КИМ)
по биологии, требований к результатам освоения основной образовательной программы,
системой оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
2. Ресурсы: навигация по сайтам ФИПИ, Решу ОГЭ
2.
Решение заданий II части: Задание 24. Соотнесение морфологических признаков организма
(кошки, собаки, зайцы)
3.
Решение заданий II части: Задание 24. Соотнесение морфологических признаков организма
(лошади, листья)

Повторение блока «Человек и его здоровье»
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Индивидуальное развитие организма
Поведение и психика. Задания 12. Психология и поведение человека
Органы чувств. Задания 11. Органы чувств.
Нервная система. Задания 7.Нервная регуляция
Эндокринная система. Задания 7. Гуморальная регуляция
Кожа. Мочевыделительная система
Обмен веществ и энергии
Пищеварительная система. Задания 10. Питание. Дыхание
Дыхательная система. Задания 10. Питание. Дыхание

13.
14.
15.

Кровь. Кровообращение. Задания 9. Внутренняя среда
Опорно-двигательная система. Задания 8. Опора и движение
Решение заданий 1 части. Задания 13. Соблюдение санитарно-гигиенических норм
Решение заданий II части: Задания 29. Решать учебные задачи. Определение энерготрат

Повторение блока «Система, многообразие и эволюция живой природы»
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.

29.

Царство Животные.
Подцарство Простейшие
Тип Кишечнополостные.
Типы Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви.
Тип Моллюски
Тип Членистоногие
Тип хордовые: бесчерепные, рыбы
Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы.
Класс Млекопитающие
Царство Растения
Водоросли. Мхи. Плауны, хвощи, папоротники
Голосеменные, покрытосеменные
Органы растений: корень, стебель, листья, цветок, плод, семя
Решение заданий КИМ ОГЭ
Решение заданий I части
Задания 1. Признаки биологических объектов
Задания 2. Клеточное строение организмов
Задания 3. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство грибы
Задания 4. Растения
Задания 5.Животные
Решение заданий I части:
Задания 6. Сходство человека с животными и отличие от них
Задания 7.Нервная и гуморальная регуляция
Задания 8. Опора и движение
Задания 9. Внутренняя среда
Задания 10. Питание. Дыхание
Задания 11. Органы чувств.
Решение заданий I части:
Задания 12. Психология и поведение человека
Задания 13. Соблюдение санитарно-гигиенических норм
Задания 16. Определение структуры объекта
Задания 17. Умение оценивать правильность биологических суждений

30.

Решение заданий I части
Задания 18. Работа с информацией представленной в графической форме
Задания 19. Умение проводить множественный выбор
Задания 20. Умение проводить множественный выбор Задания 21. Умение устанавливать
соответствие

31.

Решение заданий I части
Задания 22. Биологические процессы, явления, объекты
Задания 23. Пропущенные термины и понятия из числа предложенных Задание 24. Соотнесение
морфологических признаков организма

32.

Решение заданий II части:
Задания 25. Объяснение роли биологии в современном мире
Задания 26. Использование научных методов для изучения биологических объектов, явлений
Задания 27. Работа с текстом биологического содержания

33.

Решение заданий II части:
Задания 28. Статистические данные, представленные в табличной форме
Задания 29. Решать учебные задачи. Определение энерготрат
Задания 14. Влияние экологических факторов на организмы
Задания 15. Экосистемная организация живой природы. Биосфера

34.

Решение вариантов КИМ
Итого: 34 часа

Перечень учебно-методического обеспечения по данной программе
1.
натуральные объекты, модели,
2.
муляжи,
3.
приборы,
4.
лабораторное оборудование,
5.
учебник,
6.
таблицы,
7.
биологический словарь,
8.
словарь терминов.
9.
Комплект гербария:
предназначен для использования при изучении тем: « Общее знакомство цветковыми
растениями», «Корень», «Побег», «Цветок и плод»
10. Комплект микропрепаратов:
используется как раздаточный материал. Набор содержит ткани и органы изучаемых растений,
мицелий гриба мукора.
11. Комплект объемные разборные модели. Демонстрационные
содержат демонстрационные модели строения цветков различных семейств и используются в
комплексе с натуральными объектами при изучении систематики растений.
12. Комплект печатных пособий:
таблицы на печатной основе используются для демонстрации при объяснении учителя,
проверке знаний. Рабочая тетрадь предназначена для индивидуального пользования
учащихся продержит задания различного типа.
13. Комплект коллекций:
коллекции используются как раздаточный материал при проведении лабораторных работ
в комплексе с печатными таблицами и экранными пособиями.
14. Комплект скелетов:комплект включает демонстрационные и раздаточные пособия.
Раздаточные материалы по скелетам позвоночных животных представляют собой
отдельные части скелета, смонтированные на планшетах.
15. Комплект пособий печатных:
входят две серии таблиц, иллюстрирующих:
а) внешнее и внутреннее строение основных групп
животных; б)
разнообразие животных.
16. Комплект микропрепаратов:
17. набор микропрепаратов содержит различные ткани органов млекопитающих.
Микропрепараты используют как раздаточный материал для проведения лабораторных работ в
комплексе с печатными таблицами.
18. Комплект модели крупногабаритные объемные и рельефные модели используют
как демонстрационные, раздаточные - для проведения лабораторных работ.
19. Рельефные модели. Демонстрационные
20. рельефные таблицы представляют собой цветные изображения систем органов.
Список литературы
1. Г.И. Лернер «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» - ЭЛ.книга. 2023г.
2. Г.И. Лернер. «Сборник заданий по биологии для сдачи ОГЭ» - М, 2024.
3. В.В. Пасечник. «Биологии. Человек.» - 2023г.
4. ОГЭ Биология 2024: типовые экзаменационные варианты под ред. В. С.

Рохлова.- М,изд.»Национальное образование»,2024 (ОГЭ, ФИПИ-школе)
5. Калинина А.А. «Поурочные разработки по биологии» - «Учитель АСТ» - 2022г.
6. Касаткина Н.А. «Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия» - В., 2017г.
7. Козлова Т. А. « Биология в таблицах» - М., 2019г.
8. Кучменко В.С. «Биология сборник тестов, задач и заданий» - М.. 1998г.
9. Саленко «Биология подготовка к ГИА» - М.. 2023г.
10.Резанов А.Г. «Зоология тесты» - М., 1998г.
11. Резанова Е. А. «Биология человека в таблицах и схемах» - М., 1998г.
12. Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология человека» - М., 1998г
13. В.В. Пасечник «Биология. Животные 7 класс» - М., 2023г.
. Интернет-ресурсы
Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru Федеральный институт педагогических
измерений- http://www.fipi.ru/
Интерактивная линия - internet-school.ru
Биология Дмитрия Позднякова

Решу ОГЭ - https://bio-oge.sdamgia.ru

school.umk-spo.biz – Биология ОГЭ, ЕГЭ решение заданий
http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов» http://www.fcior.edu.ru/
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий» http://video.edu-lib.net – Учебные фильмы
www.ctege.or+g - Информационная поддержка ЕГЭ и ГИА
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология
https://rosuchebnik.ru- Разработки и конспекты уроков по
биологии spadilo.ru – Задания ОГЭ по биологии
neznaika.info – Тесты ОГЭ по биологии 2023
studarium.ru - Учебник онлайн для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии

bio-fag.ru –


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».