МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Краснодарского края
УО администрации МО Кущевский район
МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г.
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО естественноматематического цикла
Заместитель директора по УВР
Директор
________________________
________________________
________________________
Кущий М.Г.
от «27» 08 2025 г.
Фоменко Е.В.
Приказ № 381 от «28» 08 2025 г.
Некрасова Н.Ю.
Протокол №1 от «27» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая математика»
для обучающихся 5 класса
основного общего
образования на
2025-2026 учебный год
Составитель: учитель математики
Некрасова Наталья Юрьевна
ст. Кисляковская, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями
ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы
основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной
программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом
министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского
края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ
учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая
программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17
часов в год. Курс реализуется в обще интеллектуальном направлении
внеурочной деятельности.Цель курса:формирование у обучающихся
компетенций, необходимых для эффективного управления личными
финансами.Задачи курса:
• формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание
ответственности при выстраивании финансовых отношений в семье и
обществе,
• приобретение опыта применения полученных знаний и умений для
решения бытовых вопросов в области экономики семьи.Формы и виды
деятельности:
• экскурсия,
• практикум
• онлайн занятие,
• игра,
• беседа,
• мозговой штурм,
• КТД,
• виртуальная экскурсия,
• решение задач,
• творческая мастерская,
• проект,
• работа в библиотеке,
• написание эссе,
• кейс.
Содержание курса
РАЗДЕЛ. Доходы и расходы семьи
Тема 1. Деньги (3 ч)История и причины возникновения денег. Денежные
отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны.
Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего
нужны банки. Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические
деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги.
Безналичные деньги.
Тема 2. Доходы и расходы (2 ч)Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и
доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское
обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др.
Тема 3. Семейный бюджет (12 ч)Предметы первой необходимости. Товары
текущего потребления. Товары длительного пользования. Заработная плата.
Услуги. Коммунальные услуги и платежи. Детские расходы. Формирование
личных и семейных сбережений. Рациональное планирование, в частности
оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики по данной программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, соответствующих требованиям федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и примерной
программе воспитания.
Личностные результаты:
• формирование активной жизненной позиции;
• развитие начальных навыков экономического стиля мышления в области
экономических отношений в семье и обществе;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета;
• уважение к труду;
• приобретение опыта применения полученных знаний и умений для
решения реальных экономических ситуаций.
Метапредметные результаты:
• развитие умений поиска информации, необходимой для решения
математических задач;
• формирование умений представлять информацию в виде информационной
модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.);
• развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
• развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными
понятиями;
• формирование навыков планирования действий с помощью учителя и
самостоятельно;
• развитие способности критического отношения к полученным
результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий,
принятие идей и замечаний других людей;
• развитие навыков коммуникации: составление устных и письменных
текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, распределение
функций и ролей при совместной деятельности;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку ситуации;
• умение переложить знакомую математическую задачу в контекст
проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни.
Предметные результаты:
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для решения бытовых задач в области семейной экономики:доходы и
расходы семьи, составление семейного бюджета, инвестирование,
прогнозирование и анализ полученных результатов;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
Обучающийся научится:
• оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка,
распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала;
• оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны,
средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание,
стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи,
статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.;
• пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
• применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или
количества товара;
• оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара,
вычислять причитающуюся сдачу;
• решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального
варианта покупки с помощью составления числовых выражений;
• рассчитывать зарплату, премию;
• принимать участие в расчетах семейного бюджета
• решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и
линейные уравнения;
• применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка –
себестоимость;
Обучающийся получит возможность научиться:
• приёмам грамотного распределения семейного бюджета;
• оптимизировать доходы и расходы посредством математических
механизмов;
• применять аппарат математические методы для решения разнообразных
задач из смежных предметов и практической деятельности;
• выбирать изученные методы и их комбинации для решения
математических задач;
• применять полученные знания при решении задач повышенной сложности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Колвочасов
Основное содержание
Основные виды
деятельности
История и причины
возникновения денег.
Денежные отношения
на Руси. Валюта РФ,
Госхран РФ. Золотой
запас страны.
Современные деньги
России и других стран.
Что такое банк. Для
чего нужны банки.
Денежные расчёты.
Обмен. Товарные
деньги. Символические
деньги. Драгоценные
металлы. Монеты.
Купюры. Наличные
деньги. Безналичные
Объяснение проблем
бартерного (товарного)
обмена. Описание
свойств предмета,
выполняющего роль де
нег. Ознакомление с
понятием золотой запас
страны, валюта.
Объяснение, почему
изготовление
фальшивых денег –
преступление. Решение
задач на соотнесение,
составление схем,
таблиц.
Перечисление видов
денег. Примеры
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел. Доходы и расходы семьи
1
Деньги
3
https://fincult.info
https://cbr.ru
https://ifru.ru
https://vashifinancy.ru/
http://www.gks.ru/
деньги.
2
3
Доходы и
расходы
Семейный
бюджет
2
12
Статьи расходов.
Статьи доходов.
Бюджет и доходы
страны, средства,
выделяемые на
образование,
медицинское
обслуживание,
стоимость
строительства
объектов народного
хозяйства и др.
Предметы первой
необходимости.
Товары текущего
потребления. Товары
длительного
пользования.
товарных денег.
Сравнение преимуществ
и недостатков разных
видов денег.
Составление и решение
задачи с денежными
расчётами.
Рассмотреть, какие
существуют статьи
доходов и расходов
семьи и государства.
Решение простейших
расчётных задач.
https://fincult.info
https://cbr.ru
https://ifru.ru
https://vashifinancy.ru/
http://www.gks.ru/
https://dnifg.ru/money
Объяснение причин, по
которым люди делают
покупки. Описание
направлений расходов
семьи. Решение
простейших задач на
https://fincult.info
https://cbr.ru
https://ifru.ru
https://vashifinancy.ru/
http://www.gks.ru/
https://dni-fg.ru/pfp
Заработная плата.
Услуги. Коммунальные
услуги и платежи.
Детские расходы.
Формирование личных
и семейных
сбережений.
Рациональное
планирование, в
частности
оптимальный выбор,
позволяющий
минимизировать
расходы.
расчёт стоимости
товаров, необходимых в
повседневной жизни.
Описание и сравнение
источников доходов
семьи. Расчёт расходов
семьи на условных
примерах.
Обсуждение
воздействия рекламы и
промоакций на
принятие решений о
покупке. Расчёт доли
расходов на разные
товары и услуги. Какие
существуют
коммунальные платежи.
Расчёт расходов семьи
на коммунальные
услуги.
Статьи расходов
семейного бюджета на
детей. Расчёт расходов
семьи на нужды детей.
Управление доходами и
https://dnifg.ru/deposit
расходами. Семейный
бюджет, формирование
личных и семейных
сбережений. Кредит.
Вклады. Составление
семейного бюджета на
условных примерах.
Сравнение доходов и
расходов и принимать
решения. Последствия
превышения расходов
над доходами. Решение
задач на оптимизацию
затрат.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17