РП Мир профессий 1-4 2025-2026

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Краснодарского края
УО администрации МО Кущевский район
МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М. Г.

РАССМОТРЕНО
ШМО учителей начальных классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ООШ № 18

МБОУ ООШ № 18 им.
Могилевского М.Г.
______________ Сушко О.В.

______________ Кущий М.Г.

им. Могилевского М.Г.

Протокол №1
от "28" 08 2025 г.

______________ Фоменко Е.В.

Протокол №1
от "27" 08 2025 г.

Приказ № 381
от "29" 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности
«Мир профессий»
для 1-4 классов
начального общего
образования

на 2025-2026 учебный год

Составитель: Проценко Марина Алексеевна,
Сушко Оксана Вячеславовна,
Шевченко Светлана Борисовна,
Кравцова Елена Георгиевна,
учителя начальных классов

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов « Мир профессий»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного воспитания и развития, требованиями к основной образовательной
программе начального общего образования, на основе программы авторского курса
внеурочной деятельности «Мир профессий» для 1-4 классов (авторы-составители
Е.В.Прилипская, Е.Ю.Сухаревская). Данный курс является первой ступенькой в
профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за
интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника
к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к
некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной,
музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым
жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе,
профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых
профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести
уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема
профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как
никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и
место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и
успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального
самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического
развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий
для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе
характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда
(цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в
семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с
темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для
полноценного развития личности.
Условия эффективной реализации данной программы:
2

 изменятся методологические основания построения педагогического процесса в
начальной школе;
 педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа
человеческой деятельности в начальной школе;
 создание пропедевтическая профориентационной педагогической системы
начальной школы;
использование в работе исследовательских проектных видов деятельности;
использование потенциалов микросоциума (семьи) в построении единого
интегрального образовательного пространства ребёнка;
сопровождение технологиями оценивания качества проектной деятельности в
начальной школе.
Особенностью данной программы является:
- формирование на ранних стадиях социальной сферы интересов личности ребёнка;
- ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе
родителей,
- обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой
деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором
психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие
человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от
объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек –
художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная интеграция способствует: формированию целостного представления
о различных сферах человеческой деятельности; развитию знаний, умений и навыков,
необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших
школьников; освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых,
включению обучающихся в исследовательскую деятельность.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая
будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих
способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако
профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный
творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор,
представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии,
конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и
самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на
протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных
мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Это
рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев,
проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов,
выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
На реализацию рабочей программы курса «В мире профессий» в 1-м классе
отводится 17 часов 1 классе (1 раз в неделю I полугодие), во 2-4 классах – по 17 часов в
год (1 раз в неделю I полугодие). Общий объём составляет 68 часов.

3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (5 ч.)
Введение в тему. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. У бабушки в
деревне. Ловись рыбка. Труженики леса. Хлеб – всему голова. Профессия овощевод.
Знакомьтесь с агронома. Профессия цветовод. Все работы хороши, выбирай на вкус.
Раздел 2. Профессии наших мам (4 ч.)
Экскурсия по магазину. Кто работает в библиотеке? Весёлая портняжка. Расти
здоровым. Я в учителя пойду. Кухонный переполох. Причёски такие разные. Профессии
наших мам. Кем быть?
Раздел 3. Профессии наших пап (4 ч.)
Строим вместе дом. У кого мастерок, у кого молоток. Весёлый мастерок. Профессия
водитель. Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. Профессия шахтёр.
Все профессии нужны, все профессии важны.
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (4 ч.)
Куда уходят поезда. Высоко в облаках. Космическое путешествие. Морское
путешествие. На арене цирка. Профессии наших родителей. Кем быть? Каким быть?
2 класс
Раздел 1. Мир профессий (1 ч.)

Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий».
Раздел 2. Профессии, связанные с природой (3 ч.)
Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Знакомьтесь с агрономом. Профессия
флорист. Профессия овощевод.
Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют (5 ч.)
Охранник. Полицейский. Пожарный. Военный. Профессия «Следователь».
Следствие ведут второклассники! Разведчик. Летчик. Водолаз.
Раздел 4. Профессии, которые нас лечат (4 ч.)
Врач скорой помощи. Детский врач – педиатр. Зубной врач. Кто лечит наши глаза.
ЛОР- 3 волшебные буквы. Врач хирург.
Раздел 5. Профессии в школе (4 ч.)
Профессия – учитель. Профессия – воспитатель. Как помогает логопед. Профессия –
библиотекарь. Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто? Школьный доктор.
Создание странички портфолио – «Труд в почете любой».
3 класс
Раздел 1. Представление о труде взрослых (3 ч.)
Представление о труде взрослых. Вот у Коли, например, мама – милиционер. «Мама
– лётчик? Что ж такого?» Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения
профессии. Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы».
Раздел 2. Кем работают мои родные? (5 ч.)
Кем работают мои родные? Кем работают(ли) бабушки и дедушки? Сочинение
«Трудовая гордость моей семьи». Исследование трудовой истории моей семьи.
Оформление страницы портфолио. Семейные династии. Оформление фото-картиночной
странички портфолио по теме: «Семейные династии».
Раздел 3. Эволюция профессий (3 ч.)
Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век
прогресса. Как рождаются новые профессии. Исчезают ли профессии? Как приобрести
профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…»
Раздел 4. Сложности выбора профессии (6 ч.)
4

Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы
хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?». Сочинение-эссе «Какой
профессией я смог(ла) бы овладеть?». Подготовка презентации «Все профессии важны –
все профессии нужны!
4 класс
Раздел 1. В гостях у своего «Я» (4 ч.)
В гостях у своего «Я». Мое «Я» в гостях у других «Я». Великая радость – работа.
«Быть нужным людям…». Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия». Характер
и выбор профессии.
Раздел 2. Правила выбора профессии (7 ч.)
Правила выбора профессии. Творческий проект «Моя будущая профессия».
Представление о себе и проблема выбора профессии. «Секреты» выбора профессии
(«хочу», «могу», «надо»). Как готовить себя к будущей профессии. Оформление
странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?». Сочинение «… - это призвание!».
Раздел 3. Профессии без которых не обойтись (4 ч.)
Профессии, без которых не обойтись. Исследование «Необычная творческая
профессия». Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий».
Раздел 4. Мир профессий (2 ч.)
Проект «Я и мир профессий». Защита «Профессионального портфолио». Итоговая
конференция «Мир профессий».

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе освоения курса внеурочной деятельности достигаются следующие
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений,
стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие
в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события
с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои
успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой
национальности, с нарушениями здоровья.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения
разных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца
учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными,
учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и
учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы
их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении
тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины
неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные:
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную
задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с
людьми;
6

- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,
схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и
объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической
форме.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая
Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в
другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую,
табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,
диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить
понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые
средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы
взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное
отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать
понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие
дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной
работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при
сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную
тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
1 класс
- отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление
преодолевать возникающие затруднения;
7

- основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия,
признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- предприятия и учреждения населенного пункта, района;
- оперировать основными понятиями и категориями, основными приемами
выполнения учебных проектов;
-рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
-переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на
конкретные жизненные ситуации;
- выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с
принятыми в обществе морально-этическими принципами.
2 класс
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие
в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия;
- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи,
умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении
тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины
неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
3 класс
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия;
- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи,
умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении
тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины
неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях;
- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их
применением к решению информатических и неинформатических задач:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева,
мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание
описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений.
4 класс
рациональное использование распространённых технических средств
информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного
процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
- выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
8

- отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации
(таблицы, схемы, графы, диаграммы);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери
её смысла и полноты;
- решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий.
Оценка достижения планируемых результатов
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы,
проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Контролирующие
материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: опросные листы,
тесты, беседы. Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный
фронтальный опрос, беседа.
Обработка полученных материалов может включать классификацию профессий,
классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ,
выявление влияния родителей на выбор профессии.
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала обучения.
Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80%) — 3 балла
2-й уровень (80-90%) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
По окончании курса предусмотрено:
- проведение утренника «Все профессии хороши, выбирай на вкус»;
- изготовление книжек-самоделок «Моя любимая профессия»;
- написание сочинения-рассуждения «Почему мне нравится профессия »;
- презентации проектов.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
№

Раздел и тема занятия

Количество
часов

Форма проведения занятия

Цифровые образовательные ресурсы

Раздел 1. Профессии, связанные с природой (3 ч.)

Введение в тему
Путешествие в мир профессий сельского
хозяйства. Хлеб – всему голова.
Знакомьтесь с агрономом
2
У бабушки в деревне. Ловись рыбка.
Труженики леса
3
Профессия овощевод. Профессия цветовод
Все работы хороши, выбирай на вкус
Раздел 2. Профессии наших мам (2 ч.)
4
Экскурсия по магазину. Кухонный
переполох
Кто работает в библиотеке? Я в учителя
пойду
5
Весёлая портняжка. Расти здоровым
Причёски такие разные. Профессии наших
мам. Кем быть?
1

Раздел 3. Профессии наших пап (3 ч.)
6
Строим вместе дом. Весёлый мастерок. У
кого мастерок, у кого молоток
Профессия водитель. Профессия шахтёр
7
Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл,
пусть меня научат
8
Все профессии нужны, все профессии
важны
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (1 ч.)
9
Куда уходят поезда. Высоко в облаках.
Космическое
путешествие.
Морское
путешествие

1

Беседа, наблюдение
Практикум.
Ролевая игра

1

Беседа. Викторина

1

Наблюдение. Практикум
Инсценирование

1

Беседа. Экскурсия
Викторина

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)

1

Коллективное обсуждение
Ролевая игра
Творческая мастерская,
работа в группах

Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)

1

Практическая работа
Ролевая игра

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)

1

Беседа. Работа в парах

1

Творческая работа в группах

Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)

1

Беседа
Конкурс рисунков
Интерактивное занятие
10

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)

На арене цирка
Профессии наших родителей. Кем быть?
Каким быть?

Коллективное обсуждение.
Групповая работа
Проектная деятельность

Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)

2 класс
№

Раздел и тема занятия

Количество
часов

Форма проведения занятия

Цифровые образовательные ресурсы

Раздел 1. Мир профессий (1 ч.)

1

Многообразие мира профессий

1

Виртуальная экскурсия

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)

Раздел 2. Профессии, связанные с природой (1ч.)
2
Садовник, дворник. Мастер-цветовод.
Профессия флорист
Знакомьтесь с агрономом
Профессия овощевод

1

Ролевая игра, практикум
Викторина
Познавательная игра

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)

Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют (3 ч.)
3
Охранник. Водолаз
Полицейский. Профессия «Следователь»
4
5

Пожарный. Летчик
Военный. Разведчик
Следствие ведут второклассники!

1

1
1

Беседа.
Коллективное
обсуждение
Викторина
Игра-состязание
Практическая работа в парах
Познавательная игра
11

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)

Раздел 4. Профессии, которые нас лечат (2 ч.)
6
Врач скорой помощи. Санитарный врач
Детский врач – педиатр. Зубной врач
7
Кто лечит наши глаза. ЛОР- 3 волшебные
буквы
Врач-хирург. Врач-кардиолог

Раздел 5. Профессии в школе (2 ч.)
8
Профессия – учитель. Профессия –
воспитатель. Как помогает логопед
Профессия – библиотекарь. Школьный
доктор
9
Школьная столовая. Почему в кабинете так
чисто?
Создание странички портфолио – «Труд в
почете любой»

1
1

1

1

Мини-исследование
Групповая работа
Эвристическая беседа
Викторины
с
элементами
творчества

Ролевая игра
Экскурсия
в
Практикум

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)

Всероссийские открытые уроки библиотеку. Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)

Творческая работа в группах

Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)

Защита исследовательских
работ
3 класс

№

Раздел и тема занятия

Раздел 1. Представление о труде взрослых (2 ч.)
1
Представление о труде взрослых. Имеет ли
значение пол человека для выбора и
обретения профессии
2
Вот у Коли, например, мама – милиционер.
«Мама – лётчик? Что ж такого?»
Оформление
странички
портфолио
«Профессия мамы и папы»

Количество
часов

Форма проведения занятия

1

Коллективная беседа.

1

Виртуальная
Обсуждение
Беседа. Практикум

Цифровые образовательные ресурсы

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
экскурсия Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий -

12

ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
Раздел 2. Кем работают мои родные? (3 ч.)
3
Кем работают мои родные?
Сочинение «Трудовая гордость моей
семьи»
4
Исследование трудовой истории моей
семьи . Оформление страницы портфолио
5
Семейные династии
Оформление фото-картиночной странички
портфолио по теме: «Семейные династии»

Раздел 3. Эволюция профессий (1 ч.)
6
Эволюция профессий – как меняются
условия труда и трудовые обязанности в
век прогресса
Как
рождаются
новые
профессии.
Исчезают ли профессии?
Как приобрести профессию? Обобщение
по разделу

1

Беседа. Викторина
Практикум

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)

1

Практикум, творческая работа

Атлас новых профессий (atlas100.ru)

1

Виртуальная экскурсия
Обсуждение
Практикум, творческая работа

1

Виртуальная экскурсия
Обсуждение
Мини-исследование
Практическая работа

Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/

Раздел 4. Сложности выбора профессии (3 ч.)
7
Сложности выбора профессии
Книгу переворошив, намотай себе на ус все работы хороши, выбирай на вкус!
8
В.Маяковский «Кем быть?»
Сочинение-эссе «Какой профессией я
смог(ла) бы овладеть?»
9
Подготовка презентации «Все профессии

1

1

1

Исследовательская
Всероссийские открытые уроки деятельность
Проектория (proektoria.online)
Тренинг
Творческая работа. Конкурс Атлас новых профессий (atlas100.ru)
рисунков
Готовые уроки по профориентации
Творческая мастерская
(moeobrazovanie.ru)
Проект. Конкурс газет
13

важны – все профессии нужны!
Защита творческих проектов

Деловая игра. Выступления

Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/

№

Раздел и тема занятия

Раздел 1. В гостях у своего «Я» (2 ч.)
1
В гостях у своего «Я»
Мое «Я» в гостях у других «Я»
2
Великая радость – работа. «Быть нужным
людям…» Характер и выбор профессии
Сочинение-рассуждение «Самая нужная
профессия»

4 класс
Количество
Форма проведения занятия
часов
1
1

Беседа. Практикум
Деловая игра
Виртуальная
Обсуждение
Беседа. Практикум

экскурсия

Цифровые образовательные ресурсы

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
Тест. Карта интересов
http://psiholocator.com/

Раздел 2. Правила выбора профессии (3 ч.)
3
Правила выбора профессии
Творческий
проект
«Моя
будущая
профессия»
4
Представление о себе и проблема выбора
профессии

1

1

Исследовательская
деятельность
Проектная деятельность
Деловая игра, практикум
Интерактивное занятие
14

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)

5

«Секреты» выбора профессии («хочу»,
«могу», «надо»)
Как готовить себя к будущей профессии.
Оформление странички портфолио «Кем
быть?», «Каким быть?»
Сочинение « … - это призвание!»

1

Творческая работа в парах
Беседа. Практикум

Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
Тест. Карта интересов
http://psiholocator.com/

Творческая работа
Раздел 3. Профессии без которых не обойтись (2 ч.)
6
Профессии, без которых не обойтись
Исследование «Необычная творческая
профессия»
7
Исследование «Необычная творческая
профессия»
Исследование «Мои земляки в мире
творческих профессий»

1

1

Тестирование.
Групповые
исследования
Дискуссия
Исследовательская
деятельность
Выступление. Конкурс газет

Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/
Тест. Карта интересов
http://psiholocator.com/

Раздел 4. Мир профессий (2 ч.)
8
Проект «Я и мир профессий»
9
Защита «Профессионального портфолио

1
1

Проектная деятельность
Конференция

15

Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/

Литература:
1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Программа развивающего курса
внеурочной деятельности. Изд. «ВИТА-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2015
2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на-Дону, издательство «С-ИНФО», 2008
3. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Методические рекомендации для учителей
1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
[Текст] - М.: Изд. «Просвещение», 2011
5. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Изд.«Знание», 2009.
6. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие /
Кемерово, 2016
7. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2018
8. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? Учебное пособие для
преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014
9. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО
“ИКТЦ “ЛАДА”, 2015
10. Большая детская энциклопедия «Выбор профессии». – М.: Изд. «Просвещение», 2017
11. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2009
12. Ульева Е.А. «Профессии. Кем я стану, когда вырасту?» Энциклопедия для малышей. –
М.: Изд.Феникс-Премьер, 2017

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».