МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Краснодарского края
УО администрации МО Кущёвский район
МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г.
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО учителей начальных
классов↵
МБОУ ООШ № 18
им. Могилевского М.Г.
____________Сушко О.В.↵
Заместитель директора по
УВР↵ ↵
___________ Кущий М.Г.
[Протокол № 1]
от «28» 08 2025 г.
Директор
МБОУ ООШ № 18
им. Могилевского М.Г.↵ ↵ ↵
_____________Фоменко Е.В.
[Протокол № 1]
от «27» 08 2025 г.
[Приказ № 381]
от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8460600)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 1-4 классов
Составитель: Проценко Марина Алексеевна,
Сушко Оксана Вячеславовна.
Шевченко Светлана Борисовна,
Кравцова Елена Георгиевна,
учителя начальных классов
станица Кисляковская
2025-2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее — программа) разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована
на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.Задачей
педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и
свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
в создании и мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до
2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования». 7. Приказ Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒
4, 5‒7, 8‒9 и 10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные,
этнокультурные особенности территории, где функционирует данная
образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития
школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из
статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы;
устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога,
организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать
и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть
занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно
ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему.
Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая
часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть —
заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с
темой занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно
начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является
введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на
протяжении всей жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Почему знания влияют на всю жизнь человека? Развитие навыков
работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современный языковой ландшафт характеризуется
изменениями в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
Понимание уместности употребления тех или иных слов и форм.
Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и
залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет?
Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого
человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых
профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности.
Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на
благо человечества. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии
на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть
жизни каждого человека. Возможности реализации творческого потенциала
взрослых и детей. Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание
достоинств личности. Уважение к окружающим и чужому труду как основа
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы
и
коллектива.
Подготовка
ко
взрослой
жизни
и
формирование
ответственности. О роли педагога в воспитании личности. Традиции
празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в
жизникаждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом
между поколениями и бережное отношение друг к другу как путь к
позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых
технологий в расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека —
основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние
науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском
хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое признание
достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их
влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в
познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню
психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как
залог
преодоления
трудностей.
Правила
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с
повышенным риском. Профессиональные качества и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей
и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних
питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное
отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей
планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как
соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои
России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма,
мужества
и
решительности
—
неотъемлемая
часть
российской
идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и
мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция
Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет
права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна
из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества.
Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического
опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы —
это время не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как
создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация.
Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое
признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи — до
экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи
— хранители богатейшего материального и нематериального наследия
страны.
Сохранение
направление
интерпретация
исторического
государственной
памятников
и
политики.
искусства.
культурного
наследия
Изучение,
реставрация
Третьяковская
галерея
как
и
—
крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния.
Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор
человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу
обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии
отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать
свое дело? О мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать
ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту интересов государства и российских граждан. Специфика
дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной стабильности.
Навыки для
жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной
педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет —
часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого
нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное
состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом
здоровье.
Какие
полезные
привычки
положительно
влияют
на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной
гордости
и
мотивация
для
будущих
свершений
отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд
конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для
страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему
об
экологии
должен
заботиться
каждый
человек?
Неосознанное
потребление как причина роста количества мусора. Климатические
изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки
отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться общего успеха. Как стать
частью команды? Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории
страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих
великих событий. В них отразилась история нашей великой страны.
Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как
песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам
всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию
страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью
и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися
личностных,
метапредметных
и
предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность
к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
правилах межличностных отношений.
В
сфере
духовно-нравственного
воспитания:
признание
индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания,
уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и
интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни
человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии; определять существенный признак для
классификации, классифицировать предложенные объекты; находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать
источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить
в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником способа её
проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек
зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный
материал к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными
действиями: планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики
содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание
курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя
общей культуры человека; овладение основными видами речевой
деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка и речевого
этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной
литературы и произведений устного народного творчества для
всестороннего
развития
личности
человека;
формирование
первоначального представления о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества; овладение
элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с
культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической
и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать,
использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей
семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и
культуре, природе; формирование чувства гордости за национальные
свершения,
открытия,
победы;
формирование
первоначальных
представлений о природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира
живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения
и обоснованного принятия решений; формирование первоначальных
представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения
и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы
России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного
культурного и природного наследия в России, важнейших для страны и
личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных
правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие
умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные
объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между
объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных
связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре
родного края); приобретение базовых умений работы с доступной
информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и
обществе,
безопасного
использования
электронных
ресурсов
образовательной организации и сети Интернет, получения информации из
источников в современной информационной среде формирование навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил
безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о
небезопасности разглашения личной и финансовой информации при
общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил
безопасного поведения при использовании личных финансов;
приобретение
опыта
положительного
эмоционально-ценностного
отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание
необходимости нравственного совершенствования, духовного развития,
роли в этом личных усилий человека; развитие умений анализировать и
давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять
готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение
суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности,
веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовнонравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение
навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных
норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека,
общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,
«сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить
примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в
религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость к
сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев
унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском
обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах,
свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с
использованием различных материалов и средств художественной
выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать
виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать
отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной
музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире
профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии
предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о
физической культуре и спорте, физической активности человека,
физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках,
основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со
сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая
правила честной игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-4 КЛАССЫ
№
п
/
п
1
Наименова
ние
разделов и
тем
программ
ы
Зачем
человеку
учиться?
Количе
ство
часов
1
Основное
содержание
Основные
виды
деятельнос
ти
Цифровые
ресурсы
Приобретение
знаний на
протяжении
всей жизни.
Роль знаний в
развитии
личности и
общества.
Влияние
цифровых
технологий на
приобретение
знаний.
Необходимост
ь управления
человеком
цифровыми
технологиями.
Развитие
навыков
работы в
команде,
уважения
разных
мнений,
разрешения
конфликтов и
эмпатии в
ходе
школьного
образования.
Формирующи
еся ценности:
жизнь,
созидательны
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
й труд,
патриотизм
2
Русский
язык в
эпоху
цифровых
технологий
1
Русский язык
—
государственн
ый язык,
объединяющи
й
многонациона
льную семью
народов
Российской
Федерации.
Современное
разнообразие
русского
языка,
изменения в
устной и
письменной
речи под
влиянием
цифровой
среды.
Правила
использования
стилей речи в
современной
коммуникации
. Грамотная,
логичная и
понятная речь
— признак
образованного
человека и
залог успеха в
будущем.
Формирующи
еся ценности:
высокие
нравственные
идеалы,
патриотизм
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
3
Цифровой
суверените
т страны
4
Мирный
атом. День
работника
атомной
1
Что такое
цифровой
суверенитет?
Как
обеспечиваетс
я цифровая
безопасность
государства и
каждого
человека?
Возможности
цифрового
мира: как
современные
технологии
помогают
учиться,
работать и
осваивать
новые
горизонты.
Мир
цифровых
профессий:
как создаются
новые
технологии?
Правила
безопасного
поведения в
сети и угрозы
цифрового
мира.
Формирующи
еся ценности:
патриотизм,
права и
свободы
человека
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
1
Мирный атом
— это
использование
атомной
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
https://разговорыова
жном.рф/
промышлен
ности
5
О
творчестве.
Ко Дню
музыки
энергии в
мирных целях
на благо
человечества.
Уникальные
атомные
технологии и
достижения
отечественной
научной
школы.
Контроль
распространен
ия атомной
энергии.
Влияние
экологически
чистых и
эффективных
источников
энергии на
будущее
человечества.
Формирующи
еся ценности:
патриотизм,
созидательны
й труд
1
Творчество —
неотъемлемая
часть жизни
каждого
человека.
Возможности
реализации
творческого
потенциала
взрослых и
детей. Русская
культура —
признанное
мировое
достояние
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
человечества.
Музыка как
вид искусства.
Состояние
развития
современной
отечественной
музыки:
жанры и
направления.
Формирующи
еся ценности:
приоритет
духовного над
материальным
, служение
Отечеству
6
Что такое
уважение?
Ко Дню
учителя
1
Уважение —
признание
достоинств
личности.
Уважение к
окружающим
и чужому
труду как
основа
гармоничного
развития
общества.
Правила
общения
внутри семьи,
школы и
коллектива.
Подготовка к
взрослой
жизни и
формирование
ответственнос
ти. О роли
педагога в
воспитании
личности.
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
Традиции
празднования
Дня учителя.
Формирующи
еся ценности:
взаимоуважен
ие, служение
Отечеству и
ответственнос
ть за его
судьбу
7
Как понять
друг друга
разным
поколениям
?
8
О городах
России. Ко
Дню
народного
единства
1
Семья как
ценность в
жизни
каждого
человека,
основа любого
общества.
Формировани
е общих
семейных
ценностей —
залог
взаимопонима
ния в семье.
Обмен опытом
между
поколениями
и бережное
отношение
друг к другу
как путь к
позитивным
изменениям и
взрослению.
Формирующи
еся ценности:
крепкая семья
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
1
Города
России:
разнообразие
культур,
языков и
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
https://разговорыова
жном.рф/
9
Общество
безграничн
ых
1
вековых
традиций.
Единство
народов,
проживающих
на территории
Российской
Федерации.
Древнейшие
города России
как хранители
информации о
наших
предках и
культурного
кода страны.
Изучение
российских
городов —
изучение
страниц
истории
Отечества.
Роль
государства в
развитии
малых
городов.
Возможности
граждан в
развитии
своей малой
родины.
Формирующи
еся ценности:
единство
народов
России,
гражданствен
ность
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
Общество —
совокупность
разных людей,
Познавател
ьная беседа,
просмотр
https://разговорыова
жном.рф/
возможност
ей
10
Селекция и
генетика. К
170-летию
И. В.
Мичурина
1
отличных друг
от друга, но
имеющих
единые
потребности в
любви,
уважении,
дружбе,
принятии и
самореализаци
и. Роль
цифровых
технологий в
расширении
возможностей
участия в
общественных
процессах.
Готовность
уважительно
воспринимать
другого
человека —
основа
гармоничных
отношений в
обществе.
Формирующи
еся ценности:
жизнь,
взаимоуважен
ие
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
Состояние
науки в
современной
России. Роль
генетики и
селекции в
сельском
хозяйстве,
медицине,
промышленно
сти и т.д.
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
https://разговорыова
жном.рф/
Мировое
признание
достижений
отечественной
научной
школы.
Открытия И.
В. Мичурина
и их влияние
на развитие
страны.
Возможности
для
подрастающег
о поколения в
познании
мира и личном
развитии.
Формирующи
еся ценности:
патриотизм,
высокие
нравственные
идеалы
11
Как решать
конфликты
и
справлятьс
яс
трудностям
и. Ко Дню
психолога
1
Конфликты и
трудности —
естественный
элемент
развития
общества и
каждого
отдельного
человека.
Поиск
причины
конфликтов
как ключ к их
разрешению.
Совместные
усилия и
внимание друг
к другу как
залог
вным
материалом
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
преодоления
трудностей.
Правила
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Формирующи
еся ценности:
взаимопомощь
,
взаимоуважен
ие,
коллективизм
12
Профессия
— жизнь
спасать
1
Спасатели —
специалисты,
которые
помогают
людям в
опасных
ситуациях.
Профессия
спасателя
связана с
повышенным
риском.
Профессионал
ьные качества
и навыки
спасателей.
Поведение в
экстремальны
х ситуациях.
Ответственное
отношение к
своей и чужой
жизни,
правила
безопасности.
Формирующи
еся ценности:
патриотизм,
служение
Отечеству и
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
ответственнос
ть за его
судьбу
13
14
Домашние
питомцы.
Всемирный
день
питомца
Россия —
страна
победителе
й. Ко Дню
Героев
Отечества
1
Роль
домашних
питомцев в
жизни
человека.
Ответственнос
ть, забота и
бережное
отношение к
питомцам.
Всемирный
день питомца
объединяет
людей всей
планеты для
укрепления
ценностей
дружбы и
заботы о
животных.
Как
соблюдать
безопасность
при общении с
животными?
Формирующи
еся ценности:
милосердие
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
1
Герои России
с древнейших
времен и до
современност
и. Традиции
героизма,
мужества и
решительност
и—
неотъемлемая
часть
российской
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
https://разговорыова
жном.рф/
идентичности
и культурного
кода. День
Героев
Отечества —
выражение
благодарности
,
признательнос
ти и уважения
за
самоотвержен
ность и
мужество.
Формирующи
еся ценности:
патриотизм,
служение
Отечеству и
ответственнос
ть за его
судьбу
15
Закон и
справедлив
ость. Ко
Дню
Конституци
и
1
Конституция
Российской
Федерации —
основной
закон страны.
Конституция
закрепляет
права и
свободы
человека как
высшую
ценность.
Справедливос
ть — одна из
важнейших
духовнонравственных
ценностей
российского
общества.
Знание
вным
материалом
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
законов
страны как
прямая
обязанность
каждого
гражданина
России. Какие
права и
обязанности
есть у детей?
Формирующи
еся ценности:
справедливост
ь, жизнь,
достоинство,
права и
свободы
человека
16
Совесть
внутри нас
1
Совесть —
внутренний
ориентир,
помогающий
отличить
добро от зла.
Ключевая
роль совести в
осуществлени
и личного
выбора.
Влияние
традиционных
ценностей,
культуры и
исторического
опыта страны
на
формирование
нравственных
ориентиров
личности.
Формирующи
еся ценности:
патриотизм,
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
созидательны
й труд
17
Календарь
полезных
дел.
Новогоднее
занятие
18
Как
создают
мультфиль
мы?
Мультипли
кация,
анимация
1
Зимние
каникулы —
это время не
только для
семейного
доcуга и
отдыха, но и
добрых дел.
Чем заняться
на каникулах,
чтобы
провести
время с
пользой:
составление
календаря.
Новогодние
традиции
народов
России.
Подарки,
создание
атмосферы
новогодней
сказки для
своих родных
и близких.
Формирующи
еся ценности:
крепкая семья,
единство
народов
России,
взаимопомощь
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
1
Отечественная
школа
мультипликац
ии и ее
достижения.
Мировое
признание
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
https://разговорыова
жном.рф/
советских и
российских
мультипликац
ионных
фильмов.
Каждый
фильм — это
труд большой
команды
профессионал
ов. От идеи —
до экрана: как
появляются
современные
мультипликац
ионные
фильмы?
Формирующи
еся ценности:
приоритет
духовного над
материальным
, гуманизм
19
Музейное
дело. 170
лет
Третьяковс
кой галерее
1
Российские
музеи —
хранители
богатейшего
материального
и
нематериальн
ого наследия
страны.
Сохранение
исторического
и культурного
наследия как
направление
государственн
ой политики.
Изучение,
реставрация и
интерпретация
памятников
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
искусства.
Третьяковская
галерея —
крупнейший
музей
русского
искусства и
объект
всемирного
достояния.
Почему важно
посещать
музеи?
Профессии в
сфере
музейного
дела. Как
создавать и
развивать
школьный
музей?
Формирующи
еся ценности:
приоритет
духовного над
материальным
, служение
Отечеству
20
Как
создавать
свой
бизнес?
1
Бизнес —
ответственный
выбор
человека,
возможность
реализовать
свою мечту и
принести
пользу
обществу.
Современные
предпринимат
ели и их
возможности в
развитии
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
отечественной
экономики и
улучшении
жизни людей.
Бизнес — это
не только
личный успех,
но и
ответственная
командная
работа. С чего
начать свое
дело? О мерах
поддержки
молодых
предпринимат
елей в нашей
стране.
Формирующи
еся ценности:
коллективизм,
созидательны
й труд
21
Есть ли у
знания
границы?
Ко Дню
науки
1
Богатейшее
наследие
российской
науки и ее
выдающихся
представителе
й.
Технологичес
кое лидерство
государства и
развитие
науки. Как
меняются
научные
подходы с
развитием
цифровых
технологий?
Государственн
ая поддержка
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
науки и
молодых
ученых. Как
происходят
современные
открытия? Как
стать ученым?
Формирующи
еся ценности:
патриотизм,
созидательны
й труд
22
Слушать,
слышать и
договарива
ться. Кто
такие
дипломаты
?
1
Дипломатия
— важная
сфера
деятельности
государства,
обеспечивающ
ая защиту
интересов
государства и
российских
граждан.
Специфика
дипломатичес
кой работы.
Диалог между
государствами
как основа
международно
й
стабильности.
Навыки для
жизни: как
научиться
договариватьс
яс
окружающими
людьми и
вести
конструктивн
ый диалог.
Формирующи
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
еся ценности:
историческая
память и
преемственнос
ть поколений,
многонациона
льное
единство
23
24
Герой из
соседнего
двора.
Региональн
ый урок ко
Дню
защитника
Отечества
День
наставника
1
Герой —
реальный
человек,
живущий
рядом с нами,
чья жизнь
является
примером для
окружающих.
В каждом
регионе
России живут
выдающиеся
герои,
отважные,
мужественные
и
трудолюбивые
. Что такое
героизм?
Какие
качества
отличают
героя?
Формирующи
еся ценности:
патриотизм,
единство
народов
России
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
1
День
наставника —
важный
государственн
ый праздник,
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
https://разговорыова
жном.рф/
25
Большой.
За
кулисами.
250 лет
Большому
театру и
150 лет
Союзу
театральны
1
который
позволяет
закрепить
статус
наставников,
подчеркнуть
значимость
этой
деятельности
и повысить ее
престиж. Роль
наставника в
формировании
и
профессионал
ьном развитии
личности.
Знаменитые
россияне и их
наставники. К.
Д. Ушинский
как
основоположн
ик научной
педагогики в
России. Как
найти
наставника?
Формирующи
еся ценности:
служение
Отечеству,
созидательны
й труд
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
Российская
драматургия,
опера и балет
— часть
мирового
наследия.
Театр — целая
семья разных
профессий:
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
https://разговорыова
жном.рф/
х деятелей
России
26
Как
справлятьс
яс
волнением?
1
декораторы,
костюмеры,
режиссеры,
музыканты,
дирижеры,
гримеры и
многие
другие.
Почему
достижения
русской
театральной
школы
широко
используются
во многих
странах мира?
Как стать
актером и что
для этого
нужно?
Развитие
школьных
театров в
России.
Формирующи
еся ценности:
приоритет
духовного над
материальным
,
созидательны
й труд
работа с
иллюстрати
вным
материалом
Волнение как
естественное
состояние
человека
перед важным
событием в
жизни.
Контроль
эмоционально
го состояния,
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
https://разговорыова
жном.рф/
забота о своем
физическом и
психологическ
ом здоровье.
Какие
полезные
привычки
положительно
влияют на
эмоционально
е состояние?
Как их
сформировать
и
придерживать
ся?
Формирующи
еся ценности:
жизнь
27
65 лет
триумфа.
Ко Дню
космонавти
ки
1
Россия —
одна из
ведущих
космических
держав.
Развитие
космической
отрасли —
приоритетное
направление
национальных
проектов.
Достижения
прошлого как
предмет
национальной
гордости и
мотивация для
будущих
свершений
отечественной
космонавтики.
Как устроен
современный
иллюстрати
вным
материалом
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
космодром?
Труд
конструкторов
, инженеров,
летчиков и
других
специалистов
открывает для
страны и всего
человечества
новые
горизонты.
Формирующи
еся ценности:
служение
Отечеству,
историческая
память
28
Как мусор
получает
«вторую
жизнь»?
Технологии
переработк
и
1
Состояние
планеты —
личная
ответственнос
ть каждого
человека.
Почему об
экологии
должен
заботиться
каждый
человек
Неосознанное
потребление
как причина
роста
количества
мусора.
Климатически
е изменения,
загрязнение
окружающей
среды.
Развитие
системы
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
переработки
отходов и
роль
государства в
этом процессе.
Какие
полезные
привычки
необходимо
сформировать
у себя?
Формирующи
еся ценности:
созидательны
й труд
29
Что значит
работать в
команде?
Сила
команды.
Ко Дню
труда
1
Команда —
это друзья и
единомышлен
ники, где
каждый
вносит свой
значимый
вклад в общее
дело и
помогает
добиться
успеха.
Умение
слышать и
трудиться
сообща,
разделять
успех и вместе
переживать
неудачу.
Примеры
коллективной
работы в
истории
страны.
Формирующи
еся ценности:
коллективизм,
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
созидательны
й труд
30
Песни о
войне. Ко
Дню
Победы
1
Песни были
свидетелями
многих
великих
событий. В
них
отразилась
история
нашей
великой
страны.
Влияние
песни на
чувство
сопричастност
и истории
народа,
сохранение
памяти о
Великой
Отечественно
й войне
последующим
и
поколениями.
Как песни
передают
чувства,
эмоции и
переживания
создателей?
Формирующи
еся ценности:
единство
народов
России,
историческая
память и
преемственнос
ть поколений
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
31
Ценности,
которые
нас
объединяю
т
1
Занятие
проходит по
итогам всех
занятий года.
Ценности —
это ориентир,
который
помогает нам
поступать
правильно и
ответственно.
Традиционные
ценности
помогают
чувствовать
себя частью
единого
народа,
способствуют
укреплению
общества и
развитию
страны.
Следование
ценностям
помогает
человеку
развиваться и
достигать
успеха.
Уникальность
каждого
человека и
опыт разных
поколений
обогащают
общество, но
только в
сочетании с
единством,
взаимопомощь
юи
уважением
Познавател
ьная беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактив
ных
заданий,
работа с
иллюстрати
вным
материалом
https://разговорыова
жном.рф/
друг к другу
существует
сильный и
сплоченный
народ.
Формирующи
еся ценности:
традиционные
российские
духовнонравственные
ценности
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
31