МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Краснодарского края
УО администрации МО Кущёвский район
МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г.
РАССМОТРЕНО
ШМО гуманитарноэстетического цикла
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
________________________
________________________ Кущий М.Г.
от «28» августа 2025 г.
Фоменко Е.В.
Проценко Л.И.
Приказ № 379 от «29»
Протокол №1 от «27»
августа 2025 г.
августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся 6 – 9 классов
станица Кисляковская 2025 год
Программа
разработана
на
основе
адаптированной
основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(вариант
1)государственного
казенного
общеобразовательного
учреждения
Краснодарского края специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы
Шкуринской 5-9 класс, утверждённой педагогическим советом от
30.08.2023г. протокол №1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета «География»
3. Место учебного предмета «География» в учебном плане школы
4.
Планируемые
результаты
изучения
учебного
предмета«География».Требования к результатам освоения АООП(БУД)
5. Система оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программы
6. Содержание учебного предмета «География»
7. Тематическое планирование
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете ГКОУ КК
школы-интерната ст-цы Шкуринской в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
основе документов:
– Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
– Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
– Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников";
– Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
– Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
– Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
– Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 5-9 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим
советом от 30.08.2023г. протокол №1
– учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Рабочая программа определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценкиразнообразныхприродных,социальноэкономическихиэкологическихпроцессов и явлений, адаптации к условиям
окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведениявокружающей среде.
Задачиобучения:
формирование представлений о географии и ее роли в
пониманииприродныхисоциально-экономическихпроцессовиихвзаимосвязей;
формированиепредставленийобособенностяхприроды,жизни,куль
туры
и
хозяйственной
деятельности
людей,
экологических
проблемахРоссии,разныхматериковиотдельныхстран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять
существенныепризнаки географическихобъектовиявлений;
формированиеуменийинавыковиспользованиягеографическихзна
ний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности вслучаях
стихийныхбедствийи техногенных катастроф;
овладение
основами
катастрофической
грамотности
и
использованиеэлементарных практических умений и приемов использования
географическойкартыдля получениягеографическойинформации;
формирование умения вести наблюдения за объектами,
процессами иявлениями географической среды, их изменениями в результате
природных и антропогенныхвоздействий.
2.Общая характеристикаучебного предмета «География»
География как учебный предмет в специальной (коррекционной)
школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со
сниженной мотивацией кпознанию.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей
обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Географический
материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями
для развития и коррекции познавательной деятельности детей с
нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать,
сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные
зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и
географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение
обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках географии
расширяет лексический запас обучающихся со сниженным интеллектом,
помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Изучение географии направлено на развитие и формирование у
школьников географической культуры - составной части общей культуры
человека.
3. Место учебного предмета «География» в учебном плане школы
Учебный предмет «География» входит в обязательную предметную
область «Естествознание» учебного плана государственного казенного
общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной
(коррекционной) школы-интерната ст-цы Шкуринской иреализуется в
урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» рассчитана на 34 учебные недели и составляет:
в 6 классе 68 часов в год (2 часа в неделю);
в 7 классе 68 часов в год (2 часа в неделю);
в 8 классе 68 часов в год (2 часа в неделю);
в 9 классе 68 часов в год (2 часа в неделю).
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«География». Требования к результатам освоения АООП (БУД)
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает
достижение двух видов результатов: предметных и личностных.
Личностные результаты освоения программы по географии
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
− испытывать чувство гордости за свою страну;
− гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
− уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
− активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
− бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и страны.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной
области, готовность их применения.
6 класс. «Начальный курс физической географии»
Минимальный уровень:
− определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу,
компасу и местным признакам природы с помощью учителя;
− понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
− узнавать и называть географические объекты (формы поверхности
земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей
животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
− называть, описывать существенные признаки географических
объектов и явлений;
− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
− использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
− знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
− применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
− определять направления на карте;
− вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды;
− сравнивать географические объекты и явления по заданным
критериям;
− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
− определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу,
компасу и местным признакам природы;
− выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
− делать схематические зарисовки изучаемых форм земной
поверхности;
− читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по
атласам-приложениям к учебнику;
− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины;
− показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их
при помощи учителя на контурной карте.
7 класс. «География России»
Минимальный уровень:
− иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;
− понимать географическую карту: декодировать условные знаки
карты;
− показывать на карте (с помощью вспомогательных средств –
генерализация линий рек, пунсоны, таблички с названиями) географические
объекты, указанные в программе;
− определять направления на карте с опорой на вспомогательные
средства;
− показывать границы России на физической карте РФ;
− показывать на карте природные зоны называть природные зоны с
опорой на карту;
− принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды;
правильно вести себя в природе;
− делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой
обу-чающихся) под руководством учителя;
− выделять, описывать существенные признаки географических
объектов и явлений с помощью учителя;
− использовать географические знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
− показывать границы России на глобусе, карте полушарий,
физической карте и карте природных зон России, давать элементарное
описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом;
− показывать по картам (физической и природных зон России)
географичес-кие объекты, указанные в программе;
− устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом,
растительным и животным миром, природными условиями и занятиями
населения;
− выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений с помощью учителя;
− сравнивать географические объекты, факты, явления, события по
заданным
критериям;
− вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных
воздействий;
− находить в различных источниках, указанных учителем, учебную
информацию;
− называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и
исторические памятники своей области.
8 класс. «География материков и океанов»
Минимальный уровень:
− называть океаны земного шара, их значение;
− показывать на географической карте океаны земного шара;
− знать названия материков земного шара;
− показывать на географической карте материки земного шара
− знать, на каком материке расположена Россия
Достаточный уровень:
− давать краткую характеристику географического положения
океанов и их хозяйственное значение; географического положения,
очертания берегов и природных условий и населения материков;
− находить на карте изученные географические объекты
− определять на карте полушарий географическое положение и
очертания берегов каждого материка;
− давать элементарное описание природных условий всех материков,
опираясь на карту и картины;
− находить в периодической печати сведения об изученных
государствах.
9 класс. «Государства Евразии»
Минимальный уровень:
− представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
− владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать
географический объект по карте;
− выделение, описание и объяснение существенных признаков
географичес-ких объектов и явлений;
− сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
задан-ным критериям;
− использование географических знаний в повседневной жизни для
объясне-ния явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
− применение элементарных практических умений и приемов работы
с географической картой для получения географической информации;
− ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
− нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
− применение приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы;
− называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своего родного края.
Базовые учебные действия (БУД):
Регулятивные БУД:
− принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
− осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач,
− осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
− адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные БУД:
− дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
− использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
− использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Коммуникативные БУД:
− вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
− слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
− использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач, использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Система оценки достижения обучающимися
планируемыхрезультатов освоения программы
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов–нетфиксируемойдинамики;
1 балл–минимальнаядинамика;
2 балла–удовлетворительнаядинамика;
3 балла–значительнаядинамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространен-ными предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении, приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его
существенные признаки и свойства; − правильно устанавливает причинноследственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложений;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушенапоследовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
− материал излагает недостаточно полно и последовательно,
нуждается в помощи учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и
установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
6. Содержание учебного предмета «География»
Начальный курс физической географии
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь,
гроза. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы.
Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их
образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера,
водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование.
Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и
полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической
карты. Физическая карта России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты.
Земля – планета. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Земная
ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на
глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение
Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и
карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и
полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте.
Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и
полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.
География России
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое
положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.
Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и
полуострова. Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального
использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы
России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения
России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской
частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в
горах.
География материков и океанов
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский
океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка,
Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и
полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и
государства.
Государства Евразии
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа,
Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия.
Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия.
Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы.
Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки,
пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и
животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные
обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности.
Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
7. Тематическое планирование
Начальный курс физической географии. 6 класс
Разделы программы
Раб.пр-ма,
кол-во часов
4
5
4
10
9
15
20
1
68
Введение
Ориентирование на местности
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
План и карта
Земной шар
Карта России
Повторениеначального курса физической географии
Итого
География России. 7 класс
№
Раб.пр-ма,
Разделы программы
п/п
кол-во часов
1.
Особенности природы и хозяйства России (общая 11
характеристика)
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Зона тундры
Лесная зона
Степи
Полупустыни и пустыни
Зона субтропиков
Высотная поясность в горах
Итого
География материков и океанов. 8 класс
№ Разделы программы
п/п
1.
Введение
2.
Мировой океан
3.
Материки и части света
Африка
Австралия
Антарктида
Америка
Открытие Америки
Северная Америка
Южная Америка
Евразия
Итого:
Государства Евразии9 класс
№ Разделы программы
п/п
1.
Политическая карта Евразии
2.
Европа
Западная Европа
Южная Европа
Северная Европа.
Восточная Европа
3.
Азия
Центральная Азия
Юго-Западная Азия
Южная Азия
Восточная Азия
Юго-Восточная Азия
4.
Россия
5.
Свой край
Итого:
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
2
5
9
17
8
6
3
7
68
Раб.пр-ма,
кол-во часов
1
5
62
13
8
6
21
1
8
12
14
68
Раб.пр-ма,
кол-во часов
1
24
6
4
3
11
23
5
7
2
6
3
6
14
68
8. Описание материально- технического обеспечения
образовательной деятельности
Учебно-методическая литература:
1. География. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил./ Т.М.
Лифанова, Е.Н. Соломина – Москва: «Просвещение», 2018 г. (ФГОС)
2. Рабочая тетрадь. География. 6 класс: учеб.пособ. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы:/ Т.М. Лифанова – Москва: «Просвещение», 2022 г.
3. География. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил./ Т.М.
Лифанова, Е.Н. Соломина – Москва: «Просвещение», 2019 г. (ФГОС)
4. Рабочая тетрадь. География. 7 класс: учеб.пособ. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы:/ Т.М. Лифанова – Москва: «Просвещение», 2022 г.
5. География. 8 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил./ Т.М.
Лифанова, Е.Н. Соломина – Москва: «Просвещение», 2019 г. (ФГОС)
6. Рабочая тетрадь. География. 8 класс: учеб.пособ. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы:/ Т.М. Лифанова – Москва: «Просвещение», 2019 г.
7. География. 9 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил./ Т.М.
Лифанова, Е.Н. Соломина. – Москва: «Просвещение», 2020 г. (ФГОС)
8. Рабочая тетрадь. География. 9 класс: учеб.пособ. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы:/ Т.М. Лифанова – Москва: «Просвещение», 2019 г.
9. География. Методические рекомендации. 6–9 классы : учеб.пособие
для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / Т. М. Лифанова, Е. В. Подвальная. — М. :
Просвещение, 2020 г.
Материально-техническое обеспечение:
1. Географические карты
2. Таблицы
3. Глобусы
4.
Коллекции
полезных
ископаемых
5.
Гербарии
Технические и электронные средства обучения:
1. Магнитная классная доска
2. Автоматизированное рабочее место учителя с программным
обеспечением
3. Мультимедиапроектор, экран
4. Презентации по темам
5. Аудио- и видеоматериалы.
Интернет-ресурсы:
1. Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
2.
http://www.ed.gov.ru;
http://www.edu.ru
–Министерство
образования РФ.
3. http://www.rusedu.ru – Архив учебных программ информационного
образовательного портала.
4. http://mega.km.ru – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания школьногозаместитель директора по УВР
методического объединения учителей
______________ Кульбачная А.А.
естественно-гуманитарного цикла
«___»______________2023 г.
ГКОУ КК школы- интерната
ст-цы Шкуринской
от «____» ___________ 2023г. №1
____________________ Кононенко О.В.
Подпись руководителя МО