МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УО администрации МО Кущевский район МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М. Г. РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ООШ № 18 МБОУ ООШ № 18 им. Могилевского М.Г. ______________ Сушко О.В. ______________ Кущий М.Г. им. Могилевского М.Г. Протокол №1 от "28" 08 2024 г. ______________ Фоменко Е.В. Протокол №1 от "28" 08 2024 г. Приказ № 313 от "29" 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности « Казачьи игры » для 1-4 классов начального общего образования на 2024-2025 учебный год Составитель: Проценко Марина Алексеевна, Сушко Оксана Вячеславовна, Шевченко Светлана Борисовна, Кравцова Елена Георгиевна, учителя начальных классов РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностным результатом обучения Казачьим играм является формирование: 1. Гражданско-патриотическое воспитание: познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества; 2 .Духовно-нравственное воспитание: всесторонне образованной, развитой личности; 3 . Эстетическое воспитание: понимания значения культуры Кубанского казачества; чувства гордости за свою малую родину; 5 . Трудовое воспитание: уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов; 7 . Ценность научного познания: представления о Кубани как неотделимой части России; Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на: – умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани; – умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму. Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; сформировать навыки позитивного коммуникативного общения. Предметными результатами являются: организация отдыха и досуга средствами физической культуры; представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 5класса должны: иметь представление: о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности; о режиме дня и личной гигиене; о способах изменения направления и скорости движения; о народной игре как средстве подвижной игры; об играх казаков Дона; о соблюдении правил игры. уметь: • выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; • выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; • играть в казачьи игры; • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; • соблюдать правила игры. Ожидаемый результат • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре казачьих игр. • Развитие умений работать в коллективе. • Формирование у детей уверенности в своих силах. • Умение применять игры самостоятельно. • Умение самостоятельно и активно играть в казачьи игры. • Приобретение качеств необходимых в повседневной жизни: находчивость, проявление инициативы, быстрое принятие решения, умение быстро находить выход в сложной ситуации. • Развитие зрительно-слухового восприятия, тонкой моторики рук, координации движений, чувства ритма. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Вводное занятие: знакомство с общими правилами игр, правилами безопасности во время игр. 2. История казачества России. Казачья игра «Лошадки». Знакомство учащихся с возникновением казачества. 3. История казачества Кубани . Игра «Казачата». Знакомство учащихся с возникновением Кубанского казачества. 4. История казачьих игр. Казачья игра «Надень папаху». Знакомство учащихся с традиционными казачьими играми. 5. Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России. Знакомство с атаманом Кубанского казачества, его вклад в развитие России. 6. Казачьи национальные игры. Знакомство с национальными играми казаков. Учебно-тематический план курса «Казачьи игры» № 1 2 3 4 5 темы Вводное занятие. Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры История казачества России. Казачья игра «Лошадки» История казачества. Игра «Казачата» История казачьих игр. Казачья игра «Надень папаху» Выдающиеся казаки Кубани, их 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 7 вклад в развитие России. Пятнашки. Пятнашки с передачей. Пятнашки с мячом. Пятнашки от земли. Пятнашки от земли с мячом. Казачьи пятнашки Схемы народных подвижных игр Кубанского Казачества. Игры с бегом и уверткой. 8 Игры с прыжками и борьбой. 1 0 1 0 Игры и упражнения с метанием, игры с камешками. 10 Игры с мячом. 1 1 1 1 1 1 0 1 11 Игры с шарами. 1 1 1 1 12 Игры без игрушек. 1 1 1 1 13 Игры со жгутом, палками. 0 1 1 1 14 Символические игры. 1 1 1 1 15 Игры «Кубанский край-земля казачества. 16 Конкурсы «Казак без службы- не казак ». 17 «Кубань казачья –Кубань мастеровая» 18 «Казачья удаль» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 Итоговое занятие. «Календарь диктует праздник!» 1 1 1 1 6 9 0 0 1 1 1 1 1 0 РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс темы Колво часов 1 7 Вводное занятие. Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры История казачества России. Казачья игра «Лошадки» История казачества . Игра «Казачата» История казачьих игр. Казачья игра «Надень папаху» Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России. Пятнашки. Пятнашки с передачей. Пятнашки с мячом. Пятнашки от земли. Пятнашки от земли с мячом. Казачьи пятнашки Схемы народных подвижных игр Кубанского Казачества. Игры с бегом и уверткой. 8 Игры с прыжками и борьбой . 1 № 1 2 3 4 5 6 1 1 1 1 1 1 Игры и упражнения с метанием, игры с камешками. 10 Игры с мячом. Игры с шарами. 1 11 Игры без игрушек. 1 12 Игры со жгутом ,палками. 1 13 Символические игры. 1 14 Игры «Кубанский край-земля казачества. 15 Конкурсы «Казак без службы- не казак ». «Казачья удаль» 16 «Кубань казачья –Кубань 1 9 1 1 1 Раскрывают возникновения и историю развития устного народного творчества Кубани. Изучаютсемейные традиции и обряды,кубанский фольклор. Сравнивают игры казаков и современные подвижные игры. Соблюдают правила безопасности выполнения акробатических упражнений, правила страховки и помощи Осваивают двигательные действия составляющие содержание подвижных игр Взаимодействуют в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх Моделируют технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности Осваивают универсальные умения управлять эмоциями во время и игровой деятельности мастеровая» 17 Итоговое занятие. «Календарь диктует праздник!» 1 2 класс темы Колво часов 1 8 Вводное занятие. Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры История казачества России. Казачья игра «Лошадки» История казачества . Игра «Казачата» История казачьих игр. Казачья игра «Надень папаху» Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России. Пятнашки. Пятнашки с передачей. Пятнашки с мячом. Пятнашки от земли. Пятнашки от земли с мячом. Казачьи пятнашки Схемы народных подвижных игр Кубанского Казачества. Игры с бегом и уверткой. 9 Игры с прыжками и борьбой . 1 № 1 2 3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 1 1 10 Игры и упражнения с метанием, игры с камешками. 11 Игры с мячом. Игры с шарами. 1 12 Игры без игрушек. Символические игры. 13 Игры со жгутом, палками. 1 14 Игры «Кубанский край-земля казачества. 1 1 1 Характеристика видов деятельности обучающихся Раскрывают историю возникновения и развития устного народного творчества Кубани. Изучают семейные традиции и обряды, кубанский фольклор. Сравнивают игры казаков и современные подвижные игры. Соблюдают правила безопасности выполнения акробатических упражнений, правила страховки и помощи Осваивают двигательные действия составляющие содержание подвижных игр Взаимодействуют в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх Моделируют технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности 15 Конкурсы «Казак без службы- не казак ». «Казачья удаль» 16 «Кубань казачья –Кубань мастеровая» 17 Итоговое занятие. «Календарь диктует праздник!» Осваивают универсальные умения управлять эмоциями во время и игровой деятельности 1 1 1 3 класс № Темы п/п Характеристика видов Кол- деятельности во обучающихся часов Вводное занятие. Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры История казачества России. Казачья игра «Лошадки». История казачества. Игра «Казачата» История казачьих игр. Казачья игра «Надень папаху». Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России. Пятнашки. Пятнашки с передачей, с мячом, от земли. Пятнашки от земли с мячом. 1 1 7 Схемы народных подвижных игр Кубанского Казачества. Игры с бегом и уверткой. 8 Игры с прыжками и борьбой . 1 1 2 3 4 5 6 1 1 1 1 1 Игры и упражнения с метанием, игры с камешками. 10 Игры с мячом. Игры с шарами. 1 11 Игры без игрушек. 1 12 Игры со жгутом, палками. Символические игры. 1 9 1 Раскрывают историю возникновения и развития устного народного творчества Кубани. Изучаютсемейные традиции и обряды,кубанский фольклор. Сравнивают игры казаков и современные подвижные игры. Соблюдают правила безопасности выполнения акробатических упражнений, правила страховки и помощи Осваивают двигательные действия составляющие содержание подвижных игр Взаимодействуют в парах и группах при выполнении технических Игры «Кубанский край-земля 13 казачества. 14 Конкурсы «Казак без службы- не казак». 15 «Кубань казачья –Кубань мастеровая». 1 16 «Казачья удаль» 1 17 Итоговое занятие. «Календарь диктует праздник!» 1 1 1 действий в подвижных играх Моделируют технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности Осваивают универсальные умения управлять эмоциями во время и игровой деятельности 4 класс № 1 2 3 4 5 темы Колво часов Вводное занятие. Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры История казачества России. Казачья игра «Лошадки» История казачества . Игра «Казачата» История казачьих игр. Казачья игра «Надень папаху» Выдающиеся казаки Кубани, их вклад в развитие России. Пятнашки. Пятнашки с передачей. Пятнашки с мячом. 1 1 1 1 1 Характеристика видов деятельности обучающихся Раскрывают историю возникновения и развития устного народного творчества Кубани. Изучаютсемейные традиции и обряды,кубанский фольклор. Сравнивают игры казаков и современные подвижные игры. Соблюдают правила безопасности 6 7 8 Пятнашки от земли. Пятнашки от земли с мячом. Казачьи пятнашки Схемы народных подвижных игр Кубанского Казачества. Игры с прыжками и борьбой . 1 1 1 Игры и упражнения с метанием, игры с камешками. 10 Игры с мячом. Игры с шарами. 1 11 Игры без игрушек. Игры со жгутом, палками. 12 Символические игры. 1 13 Игры «Кубанский край-земля казачества. 14 Конкурсы «Казак без службы- не казак ». 15 «Кубань казачья –Кубань мастеровая» 16 «Казачья удаль» 1 17 Итоговое занятие. «Календарь диктует праздник!» 1 9 1 1 1 1 1 выполнения акробатических упражнений, правила страховки и помощи Осваивают двигательные действия составляющие содержание подвижных игр Взаимодействуют в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх Моделируют технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности Осваивают универсальные умения управлять эмоциями во время и игровой деятельности