МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УО администрации МО Кущевский район
МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г.
РАССМОТРЕНО
ШМО естественно-математического
цикла
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________ Кущий М.Г.
______________ Фоменко Е.В.
Протокол № 1
Приказ № 313
от "28" 08 2024 г.
от "29" 08 2024 г.
______________ Некрасова Н.Ю.
Протокол №1
от "28" 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Практикум по геометрии»
для 9 класса основного общего
образования
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Некрасова Наталья Юрьевна
учитель математики
ст.Кисляковская,2024
Примерная рабочая программа элективного курса
«Практикум по геометрии, 9 класс»
Примерная рабочая программа элективного курса «Практикум по
геометрии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе
примерной основной образовательной программы основного общего
образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы
воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства
образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021
№ 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных
предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая программа
предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 34 часа в год.
Данный элективный курс реализуется независимо от УМК по геометрии, по
которому ведется преподавание в образовательной организации.
Цель курса:
создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по
геометрии на базовом уровне.
Задачи курса:
повышение мотивации обучающихся к изучению геометрии;
создание «ситуации успеха»
у
обучающихся
при решении
геометрических задач;
обобщение и систематизация геометрических знаний обучающихся;
совершенствование практических навыков, математической культуры
обучающихся;
применение геометрического аппарата для решения разнообразных
математических задач.
1. Планируемые результаты освоения курса.
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, соответствующих требованиям федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и примерной
программе воспитания.
Личностные результаты:
патриотическое воспитание — проявление интереса к истории и
современному состоянию российской математической науки; ценностное
отношение к достижениям российских учёных-математиков (Основные
направления воспитательной деятельности № 2);
эстетическое воспитание — восприятие эстетических качеств геометрии,
её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; (Основные
направления воспитательной деятельности № 4)
ценности научного познания — формирование и развитие познавательных
мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых
для объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления
воспитательной деятельности № 5);
экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических
знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня
экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности
№ 8);
ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при
решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение понимать и использовать математические средства наглядности
(графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость
их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать
в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи с применением математической терминологии и символики,
использовать различные языки математики, проводить классификации,
логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания
предметов окружающего мира, развитие пространственных
представлений и
изобретательных умений, приобретение навыков геометрический
построений умение измерять длины отрезков, величины углов,
использовать формулы
для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических
фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы
для решения
задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора,
компьютера;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения,
градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур
и их элементов, равенство фигур;
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять
элементарные операции над функциями углов;
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении
задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги
окружности, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы, используя
формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы
площадей фигур;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов,
трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических
величин, используя при необходимости справочники и технические
средства.
Обучающийся научится:
• оперировать на базовом уровне понятиями геометрических
фигур;
•
извлекать информацию о геометрических фигурах,
представленную на чертежах в явном виде;
•
применять для решения задач геометрические факты, если
условия ихприменения заданы в явной форме;
•
решать задачи на нахождение геометрических величин по
образцам или алгоритмам;
•
оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур,
равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых,
перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр,
наклонная, проекция;
•
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с
помощью инструментов для измерений длин и углов;
•
применять формулы периметра, площади и объема при
вычислениях, когда все данные имеются в условии;
•
применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические
соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших
случаях;
•
изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от
руки и с помощью инструментов;
•
выбирать подходящий изученный метод для решения изученных
типов математических задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
•
использовать свойства геометрических фигур для решения
типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач
практическогосодержания;
•
использовать отношения для решения простейших задач,
возникающих в реальной жизни;
•
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях,
площади в простейших случаях, применять формулы в простейших
ситуациях вповседневной жизни;
•
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в
реальной жизни.
Обучающийся получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства:
методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;
• приобрести
опыт
применения
алгебраического
и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач;
• вычислять
площади фигур, составленных из двух или
более
прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и
сектора;
• вычислять
площади многоугольников, используя
отношения равновеликости и равносоставленности.
2. Содержание курса
Раздел 1. Углы (7 часов)
Угол. Величина угла. Градусная мера угла. Биссектриса угла.
Смежные и вертикальные углы. Углы, образованные параллельными
прямыми и секущей. Треугольники. Виды треугольников. Сумма углов
треугольника. Внешние углы треугольника Углы в равнобедренном,
равностороннем треугольниках. Углы, связанные с окружностью. Углы в
четырехугольниках. Свойства углов параллелограмма, прямоугольника,
ромба, квадрата, трапеции.
Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности (17
часов)
Высота, медиана, биссектриса, серединный перпендикуляр, средняя
линия треугольника. Признаки равенства треугольников, в том числе и
прямоугольных. Диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе,
прямоугольнике, квадрате, трапеции. Средняя линия трапеции. Отрезки и
прямые, связанные с окружностью. Касательная и секущая к
окружности. Хорда, радиус и диаметр окружности. Вписанные и
описанные
окружности
для
треугольников,
четырехугольников,
правильных многоугольников. Тригонометрические функции острого угла
в прямоугольном треугольнике. Определение синуса, косинуса, тангенса
острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теорема,
обратная теореме Пифагора. Значения синуса, косинуса, тангенса для углов
30⸰, 45⸰, 60⸰. Вычисление элементов треугольников с использованием
тригонометрических соотношений. Треугольники и четырехугольники на
клетчатой бумаге.
Раздел 3. Площади фигур (10 часов)
Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение
площадей. Сравнение и вычисление площадей. Площадь параллелограмма.
Площадь прямоугольника. Площадь ромба. Площадь квадрата. Площадь
трапеции. Площадь треугольника. Площадь многоугольника. Площадь
круга и его частей. Площади фигур, изображенных на клетчатой бумаге.
Основные
направления
воспитательной
деятельности**
Универсальные
учебные действия
(УУД), проекты, ИКТкомпетенции,
межпредметные
понятия
Материальнотехническое оснащение
(оборудование)*
Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне учебных
действий)
Дата (факт)
Дата (план)
Темы
№ занятия
Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса « Практикум по геометрии» 9 класс
Раздел 1. Углы 7 часов
1
2
3
4
5
6
Угол.
Биссектриса угла
Смежные и
вертикальные углы
Углы,
образованные
параллельными
прямыми и секущей
Сумма углов
треугольника. Внешние
углы треугольника
Углы в
равнобедренном,
равностороннем
треугольниках
Углы, связанные
с окружностью
7
Углы в
четырехугольниках
8
Высота,
медиана, биссектриса,
треугольника
Серединный
9
Личностные: формирование
стартовой мотивации к обучению;
положительного отношения к учению,
желания приобретать новые знания,
умения.
Регулятивные: уметь
исследовать ситуации,
требующие оценки действия в
соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
строить логические цепи
1, 2,
рассуждений.
3, 4, 5, 6, 11
Коммуникативные: умение
оформлять мысли в устной и
письменной речи с учетом речевых
ситуаций.
ИКТ-компетенции:
1) самостоятельно находить
информацию в информационном поле;
2) анализировать информацию.
Межпредметные понятия:
утверждение, свойства, сравнение,
схема, классификация
Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности 17 часов
Знать определения высоты, медианы,
Личностные: формирование воли
1, 2, и настойчивости в достижении цели.
биссектрисы, серединного перпендикуляра,
3, 4, 5, 6, 11
Регулятивные:
средней линии треугольника. Формулировать
теоремы, связанные с замечательными точками
самостоятельно находить и
Объяснять, что такое угол и градусная
мера угла, биссектриса угла; какие углы
называются смежными и какие вертикальными;
формулировать утверждения о свойствах
смежных и вертикальных углов; объяснять с
помощью рисунка, какие углы, образованные
при пересечении двух прямых секущей,
называются накрест лежащими, какие
односторонними и какие соответственными,
знать свойства и признаки параллельных
прямых. Формулировать теорему о сумме углов
треугольника и её следствие о внешнем угле
треугольника, знать свойства углов в
равнобедренном и равностороннем
треугольниках. Формулировать понятия
центрального угла и градусной меры дуги
окружности; формулировать теоремы: о
вписанном угле. Формулировать утверждение о
сумме углов выпуклого многоугольника, знать и
применять свойства углов в параллелограмме,
прямоугольнике, ромбе, квадрате, трапеции
2, 5,8
2, 5,8
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
перпендикуляр,
средняя линия
треугольника
Признаки
равенства
треугольников
Признаки
равенства
прямоугольных
треугольников
Диагонали и
высоты в
параллелограмме,
ромбе,
прямоугольнике,
квадрате, трапеции
Средняя линия
трапеции
Проверочная
работа по теме «Углы.
Линии в треугольнике»
Отрезки,
связанные с
окружностью. Хорда,
диаметр, радиус
Прямые,
связанные с
окружностью.
Касательная, секущая
Вписанная в
треугольник
окружность
Описанная около
треугольника
окружность
Вписанная в
четырехугольник,
правильный
многоугольник
окружность
треугольника: о биссектрисе угла и, как
следствие, о пересечении биссектрис
треугольника; о серединном перпендикуляре к
отрезку и, как следствие, о пересечении
серединных перпендикуляров к сторонам
треугольника; о пересечении высот
треугольника. Формулировать и применять
признаки равенства треугольников, в том числе
и прямоугольных. Изображать и распознавать
многоугольники на чертежах; в том числе на
клетчатой бумаге, показывать элементы :
высоты, диагонали параллелограмма, трапеции,
равнобедренной и прямоугольной трапеций,
прямоугольника, ромба, квадрата;
формулировать утверждения об их свойствах и
признаках; решать задачи на вычисление,
построение, связанные с этими видами
четырёхугольников. Знать определение и
свойства средней линии трапеции. Исследовать
взаимное расположение прямой и окружности;
формулировать определение касательной к
окружности; формулировать теоремы: о
свойстве касательной, о признаке касательной,
об отрезках касательных, проведённых из одной
точки; формулировать теоремы: о произведении
отрезков пересекающихся хорд; формулировать
определения окружностей, вписанной в
многоугольник и описанной около
многоугольника; формулировать теоремы: об
окружности, вписанной в треугольник; об
окружности, описанной около треугольника; о
свойстве сторон описанного четырёхугольника;
о свойстве углов вписанного четырёхугольника;
решать задачи на вычисление и построение,
связанные с окружностью, вписанными и
описанными треугольниками и
четырёхугольниками. Уметь формулировать
теорему Пифагора и обратную ей; решать
задачи на вычисления, связанные с теоремой
Пифагора. Формулировать определение и
формулировать учебную проблему,
составлять план выполнения работы.
Познавательные:
сопоставлять характеристики
объектов по одному или нескольким
признакам, выявлять сходства и
различия объектов Коммуникативные:
умение при необходимости отстаивать
свою точку зрения, аргументируя ее,
подтверждая аргументы фактами.
ИКТ-компетенции:
1) самостоятельно находить
информацию в информационном поле;
2) осуществлять образовательное
взаимодействие в информационном
пространстве образовательной
организации.
Межпредметные понятия:
расстояние, свойства, масштаб, вид,
сравнение, схема, аналогия,
классификация
20
21
22
23
24
Описанная около
четырехугольника,
правильного
многоугольника
окружность
Теорема
Пифагора
Тригонометриче
ские функции острого
угла в прямоугольном
треугольнике
Значения синуса,
косинуса, тангенса для
углов 30о, 45о, 60о
Треугольники и
четырехугольники на
клетчатой бумаге
иллюстрировать понятия синуса, косинуса и
тангенса острого угла прямоугольного
треугольника; знать основное
тригонометрическое тождество и значения
синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°,
60°. Находить элементы треугольника на
клетчатой бумаге.
Раздел 3. Площади 10 часов
25
26
6
27
28
29
30
31
32
Площадь
плоской фигуры.
Площадь
параллелограмма
Площадь
прямоугольника,
ромба, квадрата
Площадь
трапеции
Площадь
треугольника
Площадь круга и
его частей
Итоговая
проверочная работа
Площади
многоугольников,
изображенных на
клетчатой бумаге
Площади
многоугольников,
изображенных на
Объяснять, как производится измерение
площадей треугольников, многоугольников;
круга и его частей; формулировать основные
свойства площадей, знать и применять
формулы площадей прямоугольника,
параллелограмма, треугольника, трапеции;
решать задачи на вычисления, связанные с
формулами площадей. Находить площади
различных фигур, изображенных на клетчатой
бумаге
1, 2,
3, 6, 11, 12,
13, 14
Личностные:
формирование нравственноэтического оценивания усваиваемого
содержания.
Регулятивные:
самостоятельно находить и
формулировать учебную проблему,
составлять план выполнения работы.
Познавательные:
выполнять учебные задачи, не
имеющие однозначного решения.
Коммуникативные:
воспринимать текст с учетом
поставленной учебной задачи, находить
в тексте информацию, необходимую
для ее решения.
ИКТ-компетенции:
1)
умение сравнивать и
сопоставлять информацию из
нескольких источников;
2)
умение интерпретировать
и представлять информацию.
1, 2,5
33
34
клетчатой бумаге
Практическая
работа по теме:
«Площади фигур»
Занятие по
обобщению и
систематизации знаний
за курс
Итого
Межпредметные понятия:
сравнение, схема, площадь, формула,
аналогия, классификация
4
проверочные работы – 2
практические работы - 1