РП Шашки шахматы 5 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УО администрации МО Кущевский район
МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г.
РАССМОТРЕНО
ШМО естественноматематического цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________ Кущий М.Г.

______________ Фоменко Е.В.

от "28" 08 2024 г.

Приказ № 313

______________ Некрасова Н.Ю.
Протокол №1
от "29" 08 2024 г.
от "28" 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Шашки, шахматы»
для 5 класса основного общего
образования
на 2024-2025 учебный год

Составитель: Проценко Марина Алексеевна
учитель начальных классов

ст.Кисляковская, 2024
1

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Шашки и шахматы»
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Шашки и шахматы»
характеризуются:
4. Эстетическое воспитание:
–
–
–

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым
комбинациям.

5. Ценности научного познания:
—— Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
6. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—— Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
7. Трудовое воспитание:
–

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 понимать цель выполняемых действий;
• определять последовательность выполнения действий (под руководством учителя)
 следовать при выполнении упражнений инструкциям учителя;
• вносить коррективы в своюработу;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
Коммуникативные УУД:
• отвечать на вопросы и задавать вопросы;
• выслушивать друг друга;
• рассказывать о необходимости занятий шахматами в жизни людей;
• рассказывать о влиянии умственных упражнений на организм человека;
• уметь точно выполнять команды и указания;
• договариваться и приходить к общему решению.
Предметные результаты:
2

- знание шахматных и шашечных терминов
- знание названий шахматных фигур;
- знание и выполнение правил шашечной и шахматной игры;
- умение ориентироваться на шашечной и шахматной досках;
- правильно расставлять шашки и шахматные фигуры перед игрой;
-умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
-умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;
-умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями;
-умение общаться и договариваться со сверстник

3

Содержание программы
Шашки. (8 часа)
Начало партий: «Кол», «Обратный кол». Ловушки в начале партии. Шашечные окончания.
«Городская партия», «Обратная городская партия», Учебные игры по шашкам.
Шахматы.(9 часа)
Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур. Шах и мат. Ничья. Начало партии
«Детский мат». Начало партии «Скандинавская партия». Начало партии «Сицилианская
защита». Мат одинокому королю. Ладейные окончания. Ферзь, ладья и король против
короля. Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур. Учебные игры в
шахматы.

Номер
пункта

Тематическое планирование.
Характеристика основных
Основные
Наименован Количест
видов деятельности ученика
направления
ие разделов во часов
(на уровне учебных действий)
воспитательной
и тем
по теме
деятельности
Шашки. (8 часов)
узнают шашечные
Шашки.
(6 час)
4, 6
термины;
изучают правила
чтения и записи шашечной
игры;
узнают и выполняют
правила шашечной игры;
учатся
ориентироваться на
шашечной доске;
- правильно
расставлять шашки;
-учатся решать элементарные
задачи на взятие шашек;
Учебные
(2 часа)
5, 7
учатся преодолевать
игры по
волнение перед игрой и
шашкам.
соревнованиями;
учатся
общаться и
договариваться со
сверстниками;
учатся договариваться и
приходить к общему решению
Шахматы. (9 часов)
изучают шахматные
(6 часа)
4,5, 6, 7
Шахматы
термины;
изучают название
шахматных фигур;
изучают правила
шахматной игры;
учатся
ориентироваться на
шахматной
досках;
4

Учебные
игры по
шахматам.

№

Тема

(3часа)

Количе
ство
часов

Шашки.(8часов)
1
2

3

4

5

6

7

Начало
партий:«Кол»,«О
братный кол»
Ловушки в
начале партии
.Первая-третья
ловушки
Ловушки в
начале партии.
Четвертаяшестая ловушки.
Шашечные
окончания.
Четыре дамки
против одной.
Шашечные
окончания. Три
дамки против
одной.
Правила
шахматной игры.
Ходы фигур.
Взятие фигур
.Шах и мат
.Ничья.
Начало партии
«Детский мат»,
«Скандинавская

- правильно расставлять
шахматные фигуры
перед игрой;
учатся
перемещать
фигуры согласно
шахматным
правилам;
-учатся решать элементарные
задачи на взятие и защиту
фигур;
учатся преодолевать
волнение перед игрой и
соревнованиями;
учатся
общаться и
договариваться со
сверстниками;
учатся договариваться и
приходить к общемурешению

6, 7

Планируемые результаты

Дат
а по
пла
ну

Фа
кт.
дат
а

Личностных результатов:
1
1

1

1

- определять и высказывать под руководством
педагога самые простые общие для всех людей
правила
поведения
при
сотрудничестве
(этические нормы)
- в предложенных педагогом ситуациях общения
и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметных результатов:

1

Регулятивные УУД:

1

 - понимать цель выполняемых действий;
• определять последовательность
выполнениядействий(под руководством
учителя)

1

 следовать при выполнении упражнений
инструкциям учителя;
• вносить коррективы в своюработу;
• адекватно
5

8

9

1
0
1
1
1
2

1
3
1
4
1
5
1
6
1
7

партия»,
«Сицилианская
защита»
Мат одинокому
королю.
Ладейные
окончания.
Шахматы (9часов)
Мат одинокому
королю. Ферзь,
ладья и король
против короля.
Учебные игры по
шахматам.
Рокировка. Бой и
защита .Размен.
Сравнительная
сила фигур.
Пешечные,
слоновые,
коневые
окончания.
Шашечные
окончания.
Ферзь и ладья
против пешки.
Ферзь против
ладьи.
Дебюты в игре
шахматы.
Учебные игры в
шахматы.
Учебные игры по
русским шашкам
Учебные игры по
русским
шашкам.
Учебные игры по
шахматам.

ИТОГО17часов.

оцениватьправильностьвыполнениязадания;
1

Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью
учителя.

1

- добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя.

1
1

1

- перерабатывать полученную информацию:
делать выводы, сравнивать и группировать
такие шахматные объекты, как ходы шахматных
фигур, сильная и слабая позиция, сила
шахматных фигур.
Коммуникативные УУД:

1

1

1
1
1

• отвечать на вопросы и задавать вопросы;
• выслушивать другдруга;
•рассказыватьо
необходимостизанятийшахматамивжизнилю
дей;
• рассказывать о влиянии умственных
упражнений на организм человека;
• уметьточновыполнятькомандыиуказа
ния;
договариватьсяиприходитькобщемурешению
Предметных результатов:
знаниешахматныхишашечныхтерминов
знаниеназванийшахматныхфигур;
знаниеивыполнениеправилшашечнойишах
матнойигры;
умениеориентироватьсянашашечнойишахм
атнойдосках;
правильнорасставлятьшашкиишахматныеф
игурыпередигрой;
умениеперемещатьфигурыпогоризонтали
,вертикали,диагонали;
умениерешатьэлементарныезадачинавзят
иеизащитуфигур;
умениепреодолеватьволнениепередигрой
исоревнованиями;
умениеобщатьсяидоговариватьсясосверстникам
и

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».