МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УО администрации МО Кущевский район МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г. РАССМОТРЕНО ШМО естественноматематического цикла СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ______________ Кущий М.Г. ______________ Фоменко Е.В. от "28" 08 2024 г. Приказ № 313 ______________ Некрасова Н.Ю. Протокол №1 от "29" 08 2024 г. от "28" 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Шашки, шахматы» для 5 класса основного общего образования на 2024-2025 учебный год Составитель: Проценко Марина Алексеевна учитель начальных классов ст.Кисляковская, 2024 1 Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Шашки и шахматы» Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Шашки и шахматы» характеризуются: 4. Эстетическое воспитание: – – – Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям. 5. Ценности научного познания: —— Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: —— Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 7. Трудовое воспитание: – Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий; • определять последовательность выполнения действий (под руководством учителя) следовать при выполнении упражнений инструкциям учителя; • вносить коррективы в своюработу; • адекватно оценивать правильность выполнения задания; Коммуникативные УУД: • отвечать на вопросы и задавать вопросы; • выслушивать друг друга; • рассказывать о необходимости занятий шахматами в жизни людей; • рассказывать о влиянии умственных упражнений на организм человека; • уметь точно выполнять команды и указания; • договариваться и приходить к общему решению. Предметные результаты: 2 - знание шахматных и шашечных терминов - знание названий шахматных фигур; - знание и выполнение правил шашечной и шахматной игры; - умение ориентироваться на шашечной и шахматной досках; - правильно расставлять шашки и шахматные фигуры перед игрой; -умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали; -умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур; -умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями; -умение общаться и договариваться со сверстник 3 Содержание программы Шашки. (8 часа) Начало партий: «Кол», «Обратный кол». Ловушки в начале партии. Шашечные окончания. «Городская партия», «Обратная городская партия», Учебные игры по шашкам. Шахматы.(9 часа) Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур. Шах и мат. Ничья. Начало партии «Детский мат». Начало партии «Скандинавская партия». Начало партии «Сицилианская защита». Мат одинокому королю. Ладейные окончания. Ферзь, ладья и король против короля. Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур. Учебные игры в шахматы. Номер пункта Тематическое планирование. Характеристика основных Основные Наименован Количест видов деятельности ученика направления ие разделов во часов (на уровне учебных действий) воспитательной и тем по теме деятельности Шашки. (8 часов) узнают шашечные Шашки. (6 час) 4, 6 термины; изучают правила чтения и записи шашечной игры; узнают и выполняют правила шашечной игры; учатся ориентироваться на шашечной доске; - правильно расставлять шашки; -учатся решать элементарные задачи на взятие шашек; Учебные (2 часа) 5, 7 учатся преодолевать игры по волнение перед игрой и шашкам. соревнованиями; учатся общаться и договариваться со сверстниками; учатся договариваться и приходить к общему решению Шахматы. (9 часов) изучают шахматные (6 часа) 4,5, 6, 7 Шахматы термины; изучают название шахматных фигур; изучают правила шахматной игры; учатся ориентироваться на шахматной досках; 4 Учебные игры по шахматам. № Тема (3часа) Количе ство часов Шашки.(8часов) 1 2 3 4 5 6 7 Начало партий:«Кол»,«О братный кол» Ловушки в начале партии .Первая-третья ловушки Ловушки в начале партии. Четвертаяшестая ловушки. Шашечные окончания. Четыре дамки против одной. Шашечные окончания. Три дамки против одной. Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур .Шах и мат .Ничья. Начало партии «Детский мат», «Скандинавская - правильно расставлять шахматные фигуры перед игрой; учатся перемещать фигуры согласно шахматным правилам; -учатся решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур; учатся преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями; учатся общаться и договариваться со сверстниками; учатся договариваться и приходить к общемурешению 6, 7 Планируемые результаты Дат а по пла ну Фа кт. дат а Личностных результатов: 1 1 1 1 - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметных результатов: 1 Регулятивные УУД: 1 - понимать цель выполняемых действий; • определять последовательность выполнениядействий(под руководством учителя) 1 следовать при выполнении упражнений инструкциям учителя; • вносить коррективы в своюработу; • адекватно 5 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 партия», «Сицилианская защита» Мат одинокому королю. Ладейные окончания. Шахматы (9часов) Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля. Учебные игры по шахматам. Рокировка. Бой и защита .Размен. Сравнительная сила фигур. Пешечные, слоновые, коневые окончания. Шашечные окончания. Ферзь и ладья против пешки. Ферзь против ладьи. Дебюты в игре шахматы. Учебные игры в шахматы. Учебные игры по русским шашкам Учебные игры по русским шашкам. Учебные игры по шахматам. ИТОГО17часов. оцениватьправильностьвыполнениязадания; 1 Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 1 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. 1 1 1 - перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Коммуникативные УУД: 1 1 1 1 1 • отвечать на вопросы и задавать вопросы; • выслушивать другдруга; •рассказыватьо необходимостизанятийшахматамивжизнилю дей; • рассказывать о влиянии умственных упражнений на организм человека; • уметьточновыполнятькомандыиуказа ния; договариватьсяиприходитькобщемурешению Предметных результатов: знаниешахматныхишашечныхтерминов знаниеназванийшахматныхфигур; знаниеивыполнениеправилшашечнойишах матнойигры; умениеориентироватьсянашашечнойишахм атнойдосках; правильнорасставлятьшашкиишахматныеф игурыпередигрой; умениеперемещатьфигурыпогоризонтали ,вертикали,диагонали; умениерешатьэлементарныезадачинавзят иеизащитуфигур; умениепреодолеватьволнениепередигрой исоревнованиями; умениеобщатьсяидоговариватьсясосверстникам и 6