МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края УО администрации МО Кущевский район МБОУ ООШ № 18 им. Могилевского М.Г. РАССМОТРЕНО ШМО гуманитарно-эстетического цикла СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ______________ Проценко Л.И. ______________ Кущий М.Г. ______________ Фоменко Е.В. Приказ № 313 Протокол №1 "28" 08 2024 г. от "29" 08 2024 г. от "28" 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 5 - 9 классов основного общего образования на 2024-2025 учебный год Составитель: Проценко Лариса Ивановна учитель истории и обществознания станица Кисляковская 2024 г. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» В результате освоения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности». формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям Федерального Государственного образовательного Стандарта основного общего образования. Личностные результаты Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части: 1.Гражданского воспитания: - заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины. - проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами; - сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; -готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни; - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества. 3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей: - осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания. 5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания): - готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мир. - навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности. 7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения: - готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; - уважительного отношения к труду; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. 2 Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: - владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; - применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; 3 - определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. - владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; - владение знаниями: о структуре денежной массы; о структуре доходов населения страны и способах её определения; о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; о возможных нормах сбережения; о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций; о видах страхования; о видах финансовых рисков; о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; о способах определения курса валют и мест обмена; о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России. 5 класс Определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; - Осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; Выдвигать версии решения проблем экономии семьи, Планируемые результаты освоения программы 6 класс 7 класс 8 класс Называть основные Различать прямые и Владеть источники бюджета; косвенные налоги; понятиями: деньги и анализировать Считать сумму налога; денежная масса, финансовые последствия Проверять на сайте покупательная особых жизненных Федеральной налоговой способность денег, ситуаций для семьи; службы наличие налоговой человеческий соотносить вид задолженности членов семьи; капитал, страхования и его Рассчитывать долю год вых благосостояние цель; налоговых выплат в семьи, рассчитывать семейном бюджете; профицит и дефицит стоимость страховки Находить нужную семейного бюджета, жилья, имущества, информацию на социальных банк, автомобиля, порталах; инвестиционный жизни, здоровья при - Объяснять, что такое фонд, финансовое помощи калькулятора на налоги и почему их надо планирование, форссайте страховой платить; мажор, страхование, компании; Называть основные финансовые риски, - находить актуальную налоги в РФ (подоходный бизнес, валюта и информацию о налог, налог на прибыль, валютный рынок, 4 9 класс О способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций; О видах страхования; О видах финансовых рисков; О способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - Находить актуальную финансовую информацию в сети Интернета; Обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; - Приводить примеры не грамотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; Актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности; - Объяснять, от его зависит финансовое благосостояние человека, понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся страховых компаниях и их услугах; описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; объяснять, как сбережения и страхование может смягчить последствия особых жизненных ситуациях; - объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; описывать виды страхования; приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете. косвенные налоги); Приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьёй, и указывать их примерную величину; Перечислять условия получения различных видов социальных пособий в РФ; Называть виды социальных пособий и указать их примерную величину; Приводить примеры в плат различных видов социальных пособий; Высчитать долю социальных событий в доходах семейного бюджета; Отличать инвестирование от сбережения и кредитования; Знать основные права и обязанности как потребителя; Находить актуальную и формацию об услугах банков; Пользоваться пластиковой карточкой в банкомате; Считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; 5 прямые и косвенные налоги, пенсии, пенсионный фонд и пенсионная система; Владение знаниями: О структуре денежной массы; О структуре доходов населения страны и способах её определения; Об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; О возможных нормах сбережения; О способах определения курса валют и мест обмена; О способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России. финансовых знаний и навыков; Обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; - Описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности. Планировать (4-5 шагов) свою самостоятельную деятельность; Сравнивать возможности по найму и собственного бизнеса; Находить и анализировать информацию о курсе валют; Проводить простые расчёты с использованием валютного курса; Перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); Объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; Объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; Называть необходимые условия для открытия своей фирмы; Объяснять причину существования различных валют; Называть основные мировые валюты и страны их использования; 6 Объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменении курса валют. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 5 класс ( 17 часов ) Введение в курс «Финансовая грамотность» ( 3 часа ) Почему важно развивать свою финансовую грамотность От чего зависит благосостояние семьи Учимся оценивать финансовое поведение людей Модуль 1. Доходы и расходы семьи ( 14 часов) Деньги: что это такое. Учебные мини-проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты «Расходы семьи». Как сформировать семейный бюджет. Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета». Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». Обобщение результатов изучения модуля 1. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи». 6 класс ( 17 часов) Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься ( 17 часов ) Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. 7 Ролевая игра «Страхование». Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания. Учебные мини-проекты «Страхование». Обобщение результатов изучения модуля 2. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». Презентация портфолио «Финансовая грамотность». Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». 7 класс ( 17 часов) Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют ( 8 часов ) Могут ли люди быть финансово независимыми от государства Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Ролевая игра «Считаем налоги семьи». Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Учебные мини-проекты «Налоги». Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Исследуем, какие социальные пособия получают люди. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». Обобщение результатов модуля 3 «Человек и государство: как они взаимодействуют» Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес ( 9 часов ) Для чего нужны банки.Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады.Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Ролевая игра «Открываем фирму» Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Обобщение результатов изучения модуля 4 Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» Заключение ( 1 час ) Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» 8 класс (17 часов) 8 Модуль 1. Управление денежными средствами семьи ( 10 часов ) Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. Обобщение результатов работы, представление проектов. Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния ( 7 часов ) Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. Представление проектов. Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль. 9 класс ( 17 часов ) Модуль 3. Риски в мире денег ( 5 часов ) Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды. Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем ( 7 часов ) Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт. Что такое бизнес. Как создать своё дело. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. Представление проектов. Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль. Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют ( 5 часов ) 9 Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как сделать её достойной. Представление проектов. Итоговый контроль знаний. 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» № 1 2 3 Тема/ Тема урока Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Колв о часов 1 1 1 3.1.Календарно - тематическое планирование. 5 класс Дата Дата Оснаще Планируемые результаты в соответствии с ФГОС план факт ние Предметные Метапредметные 5 класс Введение в курс «Основы финансовой грамотности» - 3 часов учебник Познакомить Коммуникативные: , ся с самостоятельно рабочая понятием организовывать учебное тетрадь финансовой взаимодействие в группе; грамотности определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. 10 Личностные Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала 4 5 6 7 8 9 Деньги: что это такое Учебные минипроекты «Деньги» Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы Исследуем доходы семьи. Учебные минипроекты «Доходы семьи». 1 1 1 1 1 1 Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Модуль 1. Доходы и расходы семьи – 14 часов учебник, Объяснять Коммуникативные: рабочая проблемы самостоятельно тетрадь, бартерного организовывать учебное дидактич обмена, взаимодействие в группе; еские описывать определять собственное материал свойства отношение к явлениям ы предмета, современной жизни, играющего роль формулировать свою точку денег, зрения. перечислять виды Регулятивные: денег, приводить самостоятельно примеры обнаруживать и товарных денег, формулировать учебную сравнивать проблему; выбирать преимущества и средства достижения цели недостатки из предложенных, а также разных видов искать их самостоятельно. денег, составлять Познавательные: давать задачи с определения понятиям; денежными анализировать, сравнивать, расчетами, классифицировать и объяснять, обобщать факты и явления почему бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной 11 Формирование осознанного понимания значения денег в жизни общества и человека 10 11 12 13 14 Как появляются расходы семьи Учимся считать семейные расходы Исследуем расходы семьи. Учебные минипроекты «Расходы семьи» 1 Как сформировать семейный бюджет. 1 1 учебник, рабочая тетрадь 1 1 учебник, рабочая тетрадь 12 системой страны Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицироват ь виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразовани ю на основе мотивации к обучению и познанию формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразовани причины, по которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений, описывать последствия превышения расходов над доходами 15 Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» 1 учебник, рабочая тетрадь 13 Научиться систематизироват ь обществоведческ ую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск ю на основе мотивации к обучению и познанию Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности и важности ответственного и взрослого поведения 16 17 Учебные минипроекты «Семейный бюджет» Обобщение результатов модуля 1 «Доходы и расходы семьи». 1 учебник, рабочая тетрадь 1 14 социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении Научиться систематизироват ь обществоведческ ую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении. Проводить самостоятельные информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формирование ответственного отношения к самообразовани ю и самообразовани ю на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории исследования. Генерировать собственные идеи и создавать научнопублицистически е тексты на их основе. Находить актуальную информацию в сети Интернет с целью решения финансовых задач. № Тема/ Тема урока Кол - во час ов Дата план Дата факт 6 класс Оснаще ние Планируемые результаты в соответствии с ФГОС Предметные Метапредметные 6 класс Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься - 17 часов 1 2 3 Доходы и расходы семьи. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» 1 Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься 1 1 учебник, рабочая тетрадь 15 Научиться систематизироват ь обществоведческ ую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять Личностные Формирование ответственного отношения к са-моразвитию и самообразовани ю на основе мотивации к познанию, осознанному 4 5 6 7 8 9 . Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Что такое страхование и для чего оно необходимо Что такое страхование и для чего оно необходимо. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Что и как можно страховать. «Страховая компания. Страховой полис». Что и как можно страховать «Страхование имущества, здоровья, жизни». Ролевая игра норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении. 1 1 1 Рассмотреть особые сложные и непредвиденные ситуации, требующие дополнительных финансовых расходов, и объяснить, как можно смягчить их последствия (затопление своей квартиры или квартиры соседей этажом ниже, 1 1 1 16 последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям выбору и построению дальнейшей индивидуально й траектории «Страхование». 10 11 Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это 1 учебник, рабочая тетрадь 1 17 страхование автомобиля, болезнь членов семьи, добровольное страхование жизни). Сформировать понимание, что такое страхование. Проводить самостоятельные исследования. Генерировать собственные идеи и создавать научнопублицистически е тексты на их основе. Находить актуальную информацию в сети Интернет с целью решения финансовых задач. Научиться систематизироват ь обществоведческ ую информацию и представлять ее в виде семейного Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, Формирование ценностных ори-ентиров, осно-ванных на идеях убежденности и важности 12 13 14 15 16 17 стоит. Принципы работы страховой компании. Как определить надежность страховых компаний Как работает страховая компания. Учебные минипроекты «Страхование». Обобщение результатов изучения модуля 2 «Риски потери денег и как человек может от них защититься» Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». Итоговый контроль 1 1 1 учебник, рабочая тетрадь 1 1 1 18 бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении Научиться систематизироват ь обществоведческ ую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям ответственного и взрослого поведения Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Формирование ответственного отношения к са-моразвитию и самообразован ию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуально й траектории «Риски потери денег и как человек может от них защититься» № Тема/ Тема урока нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении. Создавать и реализовывать самостоятельные проекты. Генерировать собственные идеи и создавать научнопублицистически е тексты на их основе. Находить актуальную информацию в сети Интернет с целью решения финансовых задач. Кол - во час ов Дата план Дата факт 7 класс Оснащен ие 19 Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Планируемые результаты в соответствии с ФГОС Предметные Метапредметные 7 класс Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют - 8 часов 1 2 3 4 5 6 Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Ролевая игра «Считаем налоги семьи. Сравниваем налоги граждан разных стран» Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства . Как работает налоговая служба. Учебные минипроекты «Налоги». Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. 1 учебник , рабочая тетрадь 1 1 1 Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье. 1 1 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о 20 Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям . Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям Личностные Формирование ответственног о отношения к са-моразвитию и самообразовани ю на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальн ой траектории. Формирование ответственног о отношения к саморазвитию и самообразован ию на основе мотивации к познанию, 7 8 9 10 11 Исследуем, какие социальные пособия получают люди. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». Обобщение результатов модуля 3 «Человек и государство: как оно взаимодействует» Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами социальных выплатах. современной жизни, формулировать свою точку зрения. Найти на сайте Регулятивные: определять Фонда социального последовательность страхования промежуточных целей с (http://fss.ru/) раздел учетом конечного пособий, на сайте результата, составлять план 1 Росстата последовательности (http://www.gks.ru) действий. сведения об уровне Познавательные: безработицы в осуществлять расширенный вашем регионе. поиск информации; Сравнить динамику. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес - 9 часов 1 учебник, Сравнивать Коммуникативные: рабочая возможности самостоятельно тетрадь работы по найму и организовывать учебное собственного взаимодействие в группе; бизнеса, объяснять, определять собственное почему государство отношение к явлениям поддерживает современной жизни, 1 малый бизнес, формулировать свою точку объяснять, что зрения. такое бизнес-план, Регулятивные: определять приводить примеры последовательность 1 бизнеса, которым промежуточных целей с занимаются учетом конечного подростки результата, составлять план последовательности действий. 1 21 осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальн ой траектории Формирование ответственног о отношения к саморазвитию и самообразовани ю на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальн ой траектории 12 13 14 15 16 17 пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк . Учебные минипроекты «Банковские услуги для семьи» Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнесинкубаторы. Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Обобщение результатов изучения модуля 4 «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» Презентация портфолио «Услуги финансовых Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям 1 1 1 1 1 1 22 организаций и собственный бизнес» 8 класс № Тема/ Тема урока Колво часо в 1. Деньги: что это такое. 1 2. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать 1 3. 4 5 1 1 1 Дата план Дата факт Оснащение Планируемые результаты в соответствии с ФГОС Предметные Метапредметные Личностные 8 класс Модуль 1. Управление денежными средствами семьи ( 10 часов) 02.09 учебник, устанавливать понимание Коммуникативные: рабочая причинносамостоятельно того, что тетрадь, следственные связи организовывать учебное наличные дидактичес между нормой взаимодействие в группе; деньги не кие инфляции и определять собственное единственная материалы уровнем доходов отношение к явлениям форсемьи; современной жизни, ма оплаты • использовать формулировать свою точку товаров и различные зрения. услуг; источники для Регулятивные: определять • осознание определения последовательность роли денег в причин промежуточных целей с экономике инфляции и её учетом конечного страны как влияния на результата, составлять план важнейшего покупательную последовательности элемента способность денег, действий. рыночной имеющихся в экономики; Познавательные: наличии; осуществлять • осознание • определять и расширенный поиск влияния оценивать варианты информации; образования на повышения личного анализировать, сравнивать, последующую 23 6 7 8 9 10 семейные расходы и зачем это делать. Учебные минипроекты «Контролируем семейные расходы. Что такое семейный бюджет и как его построить. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. Обобщение результатов работы, представление проектов. до хода; • соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; • сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; • оценивать свои ежемесячные расходы; • соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; • определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе; 1 1 1 1 24 классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям профессиональ ную деятельность и карьеру, а также на личные доходы; • понимание того, что бесконтрольны е траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояни е и могут привести к финансовым трудностям; • понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и • осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. 11 Для чего нужны финансовые организации. 1 12 Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое 1 13 14 15 1 1 Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния ( 7 часов) учебник, • рассчитывать Коммуникативные: рабочая реальный самостоятельно тетрадь, банковский организовывать учебное дидактичес процент; взаимодействие в группе; кие • рассчитывать определять собственное материалы доходность отношение к явлениям банковского вклада современной жизни, и других опеформулировать свою точку раций; зрения. • анализировать Регулятивные: определять договоры; последовательность • отличать промежуточных целей с инвестиции от учетом конечного сбережений; результата, составлять план • сравнивать последовательности доходность действий. инвестиционных Познавательные: продуктов. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям 25 других факторов; • осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи. • понимание принципа хранения денег на банковском счёте; • оценивание вариантов использования сбережений и инвестировани я на разных стадиях жизненного цикла семьи; • осознание необходимост и аккумулироват ь сбережения для будущих трат; • осознание возможных рисков при сбережении и 16 17 планирование на разных жизненных этапах. Представление проектов. Обобщение результатов работы, выполнение. тренировочных заданий, тестовый контроль. инвестировани и. 1 1 9 класс Тема/№ Тема урока 1 2 Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, Колво часов 1 1 Дата план Дат афа кт Оснащени е Планируемые результаты в соответствии с ФГОС Предметные 9 класс Модуль 3. Риски в мире денег (5 часов) учебник, находить в Интернете рабочая сайты социальных тетрадь, служб, обращаться дидактичес за помощью; кие • читать договор материалы страхования; • рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию; • защищать личную информацию, в том 26 Метапредметные Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять Личностные • понимание семьи существенно изменяется; • осознание необходимос ти иметь финансовую подушку безопасности в случае 3 4 5 природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды Представление проектов. числе в сети Интернет; • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском; • соотносить риски и выгоды. 1 1 1 27 последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям чрезвычайны хи кризисных жизненных ситуаций; • понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; • понимание причин финансовых рисков; • осознание необходимос ти быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающу ю информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений). оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки 1 Что такое банк и чем он может быть полезен. 2 Польза и риски банковских карт. Что такое бизнес. Как создать своё дело. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. Представление проектов. Обобщение результатов работы, выполнение 3 4 5 6 7 Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем ( 7 часов) 1 учебник, • читать договор с Коммуникативные: рабочая банком; самостоятельно тетрадь, • рассчитывать организовывать учебное дидактическ банковский процент и взаимодействие в группе; ие сумму выплат по определять собственное материалы вкладам; отношение к явлениям • находить актуальную современной жизни, 1 информацию на формулировать свою специальных сайтах, точку зрения. посвящённых созданию Регулятивные: 1 малого (в том числе определять семейного) бизнеса; последовательность рассчитывать издержки, промежуточных целей с доход, прибыль; учетом конечного 1 • переводить одну результата, составлять валюту в другую; план последовательности • находить информацию действий. об изменениях курсов Познавательные: 1 валют. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, 1 классифицировать и обобщать факты и 1 явления; давать определения понятиям 28 • понимание основных принципов устройства банковской системы; • понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществлятьс я не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимост и со знанием способов взаимодейств ия; • осознание ответственнос ти и рискованност тренировочных заданий, тестовый контроль. и занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры; • понимание того, что для начала бизнес деятельности необходимо получить специальное образование;• понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте. Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют ( 5 часов) 29 1 Что такое налоги и зачем их платить. 1 2 Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как сделать её достойной. Представление проектов. Итоговый контроль знаний. 1 3 4 5 № п/п учебник, рабочая тетрадь, дидактичес кие материалы 1 1 1 •считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога; • просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов; • находить актуальную информацию о пенсионной системе испособах управления накоплениями в сети Интернет. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям • представление об ответственнос ти налогоплатель щика; • понимание неотвратимост и наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет 3.2. Таблица тематического распределения количества часов по классам: Количество часов Авторская программа Рабочая программа Разделы, темы 7 30 8 9 5 6 7 8 5 - 6 класс класс класс класс класс классы класс класс 9 класс 5 -6 класс 1 2 3 4 № п/п 1. 2. Введение в курс «Финансовая грамотность» Модуль 1. Доходы и расходы семьи. Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. Резервные часы. 4 15 10 3 0 14 0 0 17 5 0 0 Итого: 34 17 17 3.2. Таблица тематического распределения количества часов по классам: Количество часов Авторская программа Рабочая программа Разделы, темы 5 6 7 8 9 5 6 7 8 9 класс класс класс класс класс класс класс класс класс класс 7 класс Модуль 3. Человек и государство: как они 16 8 взаимодействуют. Модуль 4. Услуги финансовых организаций и 17 8 собственный бизнес. Заключение. 1 1 ИТОГО в 7 классе 34 17 3.2. Таблица тематического распределения количества часов по классам: № п/п Количество часов Авторская программа Рабочая программа Разделы, темы 31 5 6 7 8- 9 5 6 класс класс класс класс класс класс 1 2 3 4 5 8 - 9 классы Модуль 1. Управление денежными средствами семьи. Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния. 7 класс 8 класс 9 класс 9 6 10 7 0 Модуль 3. Риски в мире денег. Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют 6 0 8 0 5 7 5 0 5 Итого в 8 классе 34 17 17 32 0