РП Основы финансовой грамотности 5-9 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
УО администрации МО Кущевский район
МБОУ ООШ № 18 им. Могилевского М.Г.

РАССМОТРЕНО
ШМО гуманитарно-эстетического цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________ Проценко Л.И.

______________ Кущий М.Г.

______________ Фоменко Е.В.
Приказ № 313

Протокол №1

"28" 08 2024 г.
от "29" 08 2024 г.

от "28" 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для 5 - 9 классов основного общего
образования на 2024-2025 учебный год

Составитель:
Проценко Лариса Ивановна
учитель истории и обществознания

станица Кисляковская 2024 г.

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности».
формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям Федерального Государственного образовательного Стандарта
основного общего образования.
Личностные результаты
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:
1.Гражданского воспитания:
- заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.
- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с
различными финансовыми институтами;
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
-готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества.
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении,
понимание финансовых связей семьи и государства;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса,
каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать
обоюдного взаимопонимания.
5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания
сущности научной картины мир.
- навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
- готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- уважительного отношения к труду;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
2

Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск
информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная
ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта,
валютный курс;
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах
и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых
финансовых расчётов;
- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов
на простых примерах;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
3

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи,
профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор,
страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная
система;
- владение знаниями: о структуре денежной массы; о структуре доходов населения страны и способах её определения; о зависимости
уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; об
основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; о возможных нормах сбережения; о способах
государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций; о видах страхования; о видах финансовых рисков; о
способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; о способах определения курса валют и мест
обмена; о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
5 класс
Определять цели
развития
собственной финансовой
грамотности
и
планировать способы их
достижения;
- Осуществлять учебное
сотрудничество
и
совместную деятельность
со взрослыми (учителем,
членами своей семьи) и
сверстниками
для
достижения целей
развития
собственной
финансовой
грамотности;
Выдвигать
версии
решения
проблем
экономии
семьи,

Планируемые результаты освоения программы
6 класс
7 класс
8 класс
Называть основные Различать
прямые
и
Владеть
источники бюджета;
косвенные налоги;
понятиями: деньги и
анализировать Считать сумму налога;
денежная масса,
финансовые последствия Проверять
на
сайте
покупательная
особых
жизненных Федеральной
налоговой
способность денег,
ситуаций для семьи;
службы наличие налоговой
человеческий
соотносить
вид задолженности членов семьи;
капитал,
страхования и его
Рассчитывать долю год вых
благосостояние
цель;
налоговых
выплат
в
семьи,
рассчитывать семейном бюджете;
профицит и дефицит
стоимость
страховки Находить
нужную
семейного бюджета,
жилья,
имущества, информацию на социальных
банк,
автомобиля,
порталах;
инвестиционный
жизни, здоровья при
- Объяснять, что такое
фонд, финансовое
помощи калькулятора на
налоги и почему их надо
планирование, форссайте
страховой
платить;
мажор, страхование,
компании;
Называть
основные
финансовые риски,
- находить актуальную
налоги в РФ (подоходный
бизнес, валюта и
информацию
о
налог, налог на прибыль,
валютный рынок,
4

9 класс
О способах
государственной
поддержки
в
случае
возникновения
сложных
жизненных
ситуаций;
О
видах
страхования;
О
видах
финансовых
рисков;
О способах
использования
банковских
продуктов
для
решения
своих
финансовых задач;

экономических
отношений
семьи
и
общества, формулировать
гипотезы,
предвосхищать конечный
результат;
- Находить актуальную
финансовую
информацию
в
сети
Интернета;
Обосновывать свою
оценку
финансового
поведения
людей
в
конкретных ситуациях;
- Приводить примеры не
грамотного
финансового поведения и
моделировать
иные
варианты поведения в
аналогичных ситуациях;
Актуализировать
имеющиеся знания и
практические навыки по
финансовой грамотности;
- Объяснять, от его
зависит
финансовое
благосостояние человека,
понимать зависимость
финансового
благосостояния семьи
от многих факторов, в том
числе от
уровня
образования,
профессии,
грамотного
применения имеющихся

страховых компаниях и
их услугах;
описывать особые
жизненные
ситуации,
которые
могут
приводить
к
снижению
благосостояния семьи;
объяснять,
как
сбережения
и
страхование
может
смягчить
последствия
особых
жизненных
ситуациях;
- объяснять, что такое
страхование и для чего
оно необходимо;
описывать виды
страхования;
приводить примеры
добровольного
страхования и указывать
примерную
стоимость
страховки;
высчитывать долю
годовых страховочных
выплат
в
семейном
бюджете.

косвенные налоги);
Приводить
примеры
налогов,
которые
выплачиваются семьёй, и
указывать их примерную
величину;
Перечислять
условия
получения
различных
видов
социальных пособий в РФ;
Называть
виды
социальных пособий и
указать их примерную
величину;
Приводить примеры в
плат различных видов
социальных пособий;
Высчитать
долю
социальных событий в
доходах
семейного
бюджета;
Отличать инвестирование
от
сбережения
и
кредитования;
Знать основные права и
обязанности
как
потребителя;
Находить актуальную и
формацию об услугах
банков;
Пользоваться пластиковой
карточкой в банкомате;
Считать проценты по
вкладам (кредитам) на
простых примерах;
5

прямые и косвенные
налоги, пенсии,
пенсионный фонд и
пенсионная
система;
Владение знаниями:
О
структуре
денежной массы;
О
структуре
доходов населения
страны и способах
её определения;
Об основных видах
финансовых
услуг и продуктов,
предназначенных
для физических лиц;
О
возможных
нормах сбережения;

О способах
определения курса
валют
и
мест
обмена;
О способах
уплаты
налогов,
принципах
устройства
пенсионной
системы России.

финансовых знаний и
навыков;
Обосновывать свою
оценку
финансового
поведения
людей
в
конкретных ситуациях;
- Описывать обязательные
знания и
умения, необходимые для
приобретения финансовой
грамотности.

Планировать (4-5 шагов)
свою
самостоятельную
деятельность;
Сравнивать возможности
по найму и собственного
бизнеса;
Находить и анализировать
информацию
о
курсе
валют;
Проводить простые
расчёты с использованием
валютного курса;
Перечислять основные
банковские услуги
(сбережения, вклад,
кредит,
инвестиции);
Объяснять, как можно
пользоваться основными
банковскими услугами для
увеличения (сохранения)
доходов семьи;
Объяснять,
чем
труд
наёмного
работника
отличается
от
труда
бизнесмена;
Называть
необходимые
условия для открытия
своей фирмы;
Объяснять причину
существования различных
валют;
Называть
основные
мировые валюты и
страны их использования;
6

Объяснять,
что
такое
валютный курс и как
находить информацию об
изменении
курса валют.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
5 класс ( 17 часов )
Введение в курс «Финансовая грамотность» ( 3 часа )
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние семьи
Учимся оценивать финансовое поведение людей
Модуль 1. Доходы и расходы семьи ( 14 часов)
Деньги: что это такое.
Учебные мини-проекты «Деньги».
Из чего складываются доходы семьи.
Учимся считать семейные доходы.
Исследуем доходы семьи.
Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
Как появляются расходы семьи.
Учимся считать семейные расходы.
Исследуем расходы семьи.
Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
Как сформировать семейный бюджет.
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета».
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
Обобщение результатов изучения модуля 1.
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
6 класс ( 17 часов)
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься ( 17 часов )
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
Что такое страхование и для чего оно необходимо.
Что и как можно страховать.
7

Ролевая игра «Страхование».
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
Как определить надежность страховых компаний.
Как работает страховая компания.
Учебные мини-проекты «Страхование».
Обобщение результатов изучения модуля 2.
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».
Презентация портфолио «Финансовая грамотность».
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность».
7 класс ( 17 часов)
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют ( 8 часов )
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства
Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги.
Ролевая игра «Считаем налоги семьи». Сравниваем налоги граждан разных стран.
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба.
Учебные мини-проекты «Налоги».
Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
Исследуем, какие социальные пособия получают люди. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
Обобщение результатов модуля 3 «Человек и государство: как они взаимодействуют»
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес ( 9 часов )
Для чего нужны банки.Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
Какие бывают вклады.Что такое кредиты и надо ли их брать.
Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк.
Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»
Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
Ролевая игра «Открываем фирму»
Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
Обобщение результатов изучения модуля 4
Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»
Заключение ( 1 час )
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»
8 класс (17 часов)
8

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи ( 10 часов )
Деньги: что это такое.
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.
Какие бывают источники доходов.
От чего зависят личные и семейные доходы.
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.
Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы.
Что такое семейный бюджет и как его построить.
Как оптимизировать семейный бюджет.
Обобщение результатов работы, представление проектов.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния ( 7 часов )
Для чего нужны финансовые организации.
Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций.
Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование.
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
Представление проектов.
Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль.
9 класс ( 17 часов )
Модуль 3. Риски в мире денег ( 5 часов )
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца.
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы.
Какие бывают финансовые риски.
Что такое финансовые пирамиды.
Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем ( 7 часов )
Что такое банк и чем он может быть полезен.
Польза и риски банковских карт.
Что такое бизнес. Как создать своё дело.
Что такое валютный рынок и как он устроен.
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.
Представление проектов.
Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют ( 5 часов )
9

Что такое налоги и зачем их платить.
Какие налоги мы платим.
Что такое пенсия и как сделать её достойной.
Представление проектов.
Итоговый контроль знаний.
3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

№

1

2

3

Тема/ Тема
урока

Почему важно
развивать свою
финансовую
грамотность.
От чего зависит
благосостояние
семьи.
Учимся оценивать
финансовое
поведение людей.

Колв
о
часов

1

1

1

3.1.Календарно - тематическое планирование.
5 класс
Дата
Дата
Оснаще
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
план
факт
ние
Предметные
Метапредметные
5 класс
Введение в курс «Основы финансовой грамотности» - 3 часов
учебник
Познакомить
Коммуникативные:
,
ся с
самостоятельно
рабочая
понятием
организовывать учебное
тетрадь
финансовой
взаимодействие в группе;
грамотности
определять собственное
отношение к явлениям
современной
жизни,
формулировать
свою
точку
зрения.
Регулятивные:
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать учебную
проблему;
выбирать
средства
достижения
цели из предложенных, а
также
искать
их
самостоятельно.
10

Личностные
Формирование
стартовой
мотивации к
изучению
нового
материала

4
5
6

7
8
9

Деньги: что это
такое
Учебные минипроекты «Деньги»
Из чего
складываются
доходы семьи.
Учимся считать
семейные доходы
Исследуем доходы
семьи.
Учебные минипроекты «Доходы
семьи».

1
1
1

1
1
1

Познавательные: давать
определения понятиям;
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
факты
и
явления
Модуль 1. Доходы и расходы семьи – 14 часов
учебник,
Объяснять
Коммуникативные:
рабочая
проблемы
самостоятельно
тетрадь,
бартерного
организовывать учебное
дидактич обмена,
взаимодействие в группе;
еские
описывать
определять собственное
материал свойства
отношение к явлениям
ы
предмета,
современной жизни,
играющего роль
формулировать свою точку
денег,
зрения.
перечислять виды Регулятивные:
денег, приводить
самостоятельно
примеры
обнаруживать и
товарных денег,
формулировать учебную
сравнивать
проблему; выбирать
преимущества и
средства достижения цели
недостатки
из предложенных, а также
разных видов
искать их самостоятельно.
денег, составлять Познавательные: давать
задачи с
определения понятиям;
денежными
анализировать, сравнивать,
расчетами,
классифицировать и
объяснять,
обобщать факты и явления
почему бумажные
деньги могут
обесцениваться,
знать, что
денежной
11

Формирование
осознанного
понимания
значения денег
в жизни
общества и
человека

10
11
12
13

14

Как появляются
расходы семьи
Учимся считать
семейные расходы
Исследуем
расходы семьи.
Учебные минипроекты «Расходы
семьи»

1

Как сформировать
семейный бюджет.

1

1

учебник,
рабочая
тетрадь

1
1

учебник,
рабочая
тетрадь

12

системой страны
Объяснять
причины, по
которым люди
делают покупки,
описывать
направления
расходов семьи,
классифицироват
ь виды благ,
рассчитывать
доли расходов на
разные товары и
услуги

Составлять
семейный бюджет
на условных
примерах,
сравнивать
доходы и расходы
и принимать
решения,
объяснять

Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в группе;
определять
собственное
отношение к явлениям
современной
жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные:
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему;
искать
и
выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
осуществлять
расширенный
поиск
информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
давать
определения
понятиям
Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в группе;
определять
собственное
отношение к явлениям
современной
жизни,
формулировать свою точку
зрения.

формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию

формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразовани

причины, по
которым люди
делают
сбережения,
описывать формы
сбережений,
описывать
последствия
превышения
расходов над
доходами

15

Ролевая игра
«Семейный совет
по составлению
бюджета»

1

учебник,
рабочая
тетрадь

13

Научиться
систематизироват
ь
обществоведческ
ую информацию
и представлять ее
в виде семейного
бюджета;
понимать
роль
нравственных
норм
как
решающих
регуляторов
общественной
жизни,
уметь
применять
эти
нормы и правила
при анализе и
оценке реальных

Регулятивные:
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему;
искать
и
выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
осуществлять
расширенный
поиск
информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
давать
определения
понятиям
Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в группе;
определять
собственное
отношение к явлениям
современной
жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом
конечного
результата, составлять план
последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять
расширенный
поиск

ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию

Формирование
ценностных
ориентиров,
основанных на
идеях
убежденности и
важности
ответственного
и
взрослого
поведения

16

17

Учебные минипроекты
«Семейный
бюджет»
Обобщение
результатов
модуля 1 «Доходы
и расходы семьи».

1

учебник,
рабочая
тетрадь

1

14

социальных
ситуаций;
понимать
значение
коммуникации в
межличностном
общении
Научиться
систематизироват
ь
обществоведческ
ую информацию
и представлять ее
в виде семейного
бюджета;
понимать
роль
нравственных
норм
как
решающих
регуляторов
общественной
жизни,
уметь
применять эти
нормы и правила
при анализе и
оценке реальных
социальных
ситуаций;
понимать
значение
коммуникации в
межличностном
общении.
Проводить
самостоятельные

информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
давать
определения
понятиям
Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в группе;
определять
собственное
отношение к явлениям
современной
жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных
целей с учетом конечного
результата, составлять план
последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять
расширенный
поиск
информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
давать
определения
понятиям

Формирование
ответственного
отношения
к
самообразовани
ю
и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной
траектории

исследования.
Генерировать
собственные идеи
и
создавать
научнопублицистически
е тексты на их
основе. Находить
актуальную
информацию
в
сети Интернет с
целью
решения
финансовых
задач.
№

Тема/ Тема урока

Кол
- во
час
ов

Дата
план

Дата
факт

6 класс
Оснаще
ние

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные
Метапредметные
6 класс
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься - 17 часов
1
2

3

Доходы и расходы
семьи.
Презентация
портфолио «Доходы
и расходы семьи»

1

Почему возникают
риски потери денег
и имущества и как
от этого защититься

1

1

учебник,
рабочая
тетрадь

15

Научиться
систематизироват
ь
обществоведческ
ую информацию
и представлять ее
в виде семейного
бюджета; понимать роль
нравственных

Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в группе;
определять
собственное
отношение
к
явлениям
современной
жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные: определять

Личностные

Формирование
ответственного
отношения к
са-моразвитию
и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
познанию,
осознанному

4

5

6

7

8

9

.
Почему возникают
риски потери денег
и имущества и как
от этого защититься
Решение
практических задач
«Особые жизненные
ситуации и как с
ними справиться».
Что такое
страхование и для
чего оно
необходимо
Что такое
страхование и для
чего оно
необходимо.
Экономические
последствия
непредвиденных
событий: болезней,
аварий, природных
катаклизмов.
Что и как можно
страховать.
«Страховая
компания.
Страховой полис».
Что и как можно
страховать
«Страхование
имущества,
здоровья, жизни».
Ролевая игра

норм как
решающих
регуляторов
общественной
жизни, уметь
применять эти
нормы и правила
при анализе и
оценке реальных
социальных
ситуаций;
понимать
значение
коммуникации в
межличностном
общении.

1

1

1

Рассмотреть
особые сложные
и
непредвиденные
ситуации,
требующие
дополнительных
финансовых
расходов,
и
объяснить,
как
можно смягчить
их
последствия
(затопление своей
квартиры
или
квартиры
соседей этажом
ниже,

1

1

1
16

последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного результата,
составлять
план
последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять расширенный
поиск
информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
давать
определения
понятиям

выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуально
й траектории

«Страхование».

10

11

Исследуем, что
застраховано в
семье и сколько это
стоит.
Исследуем, что
застраховано в
семье и сколько это

1

учебник,
рабочая
тетрадь

1

17

страхование
автомобиля,
болезнь
членов
семьи,
добровольное
страхование
жизни).
Сформировать
понимание, что
такое
страхование.
Проводить
самостоятельные
исследования.
Генерировать
собственные идеи
и
создавать
научнопублицистически
е тексты на их
основе. Находить
актуальную
информацию
в
сети Интернет с
целью
решения
финансовых
задач.
Научиться
систематизироват
ь
обществоведческ
ую информацию
и представлять ее
в виде семейного

Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;
определять собственное
отношение к явлениям
современной жизни,

Формирование
ценностных
ори-ентиров,
осно-ванных
на идеях
убежденности
и важности

12

13

14

15

16

17

стоит. Принципы
работы страховой
компании.
Как определить
надежность
страховых компаний
Как работает
страховая компания.

Учебные минипроекты
«Страхование».
Обобщение
результатов
изучения модуля 2
«Риски потери денег
и как человек может
от них защититься»
Презентация
портфолио «Риски
потери денег и
имущества и как
человек может от
этого защититься».
Итоговый контроль

1

1

1

учебник,
рабочая
тетрадь

1

1

1
18

бюджета; понимать роль
нравственных
норм как
решающих
регуляторов
общественной
жизни, уметь
применять эти
нормы и правила
при анализе и
оценке реальных
социальных
ситуаций;
понимать
значение
коммуникации в
межличностном
общении
Научиться
систематизироват
ь
обществоведческ
ую информацию
и представлять ее
в виде семейного
бюджета; понимать роль
нравственных
норм как
решающих
регуляторов
общественной
жизни, уметь
применять эти

формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного результата,
составлять план
последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять расширенный
поиск информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и явления;
давать определения
понятиям

ответственного и
взрослого
поведения

Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;
определять собственное
отношение к явлениям
современной жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного результата,
составлять план
последовательности
действий.

Формирование
ответственного
отношения к
са-моразвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
познанию,
осознанному
выбору и
построению
дальнейшей
индивидуально
й траектории

«Риски потери денег
и как человек может
от них защититься»

№

Тема/
Тема урока

нормы и правила
при анализе и
оценке реальных
социальных
ситуаций;
понимать
значение
коммуникации в
межличностном
общении.
Создавать и
реализовывать
самостоятельные
проекты.
Генерировать
собственные идеи
и создавать
научнопублицистически
е тексты на их
основе. Находить
актуальную
информацию в
сети Интернет с
целью
решения
финансовых
задач.

Кол
- во
час
ов

Дата
план

Дата
факт

7 класс
Оснащен
ие

19

Познавательные:
осуществлять расширенный
поиск информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и явления;
давать определения
понятиям

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные
Метапредметные
7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют - 8 часов
1

2

3

4

5
6

Могут ли люди
быть финансово
независимыми от
государства.
Что такое налоги и
почему их надо
платить. Какие
бывают налоги.
Ролевая игра
«Считаем налоги
семьи. Сравниваем
налоги граждан
разных стран»
Исследуем, какие
налоги платит
семья и что
получает от
государства . Как
работает налоговая
служба.
Учебные минипроекты «Налоги».
Что такое
социальные
пособия и какие
они бывают.
Учимся находить
информацию на
сайте Фонда
социального
страхования РФ.

1

учебник
,
рабочая
тетрадь

1

1

1

Объяснять, почему
государство
собирает налоги,
приводить примеры
налогов, описывать,
как и когда платятся
налоги, объяснять,
почему вводятся
акцизные налоги,
описывать
последствия
невыплаты налогов
для граждан,
приводить приметы
уплаты налогов в
семье.

1
1

Объяснять, почему
существуют
социальные
выплаты, приводить
примеры
социальных выплат,
находить
информацию о
20

Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;
определять собственное
отношение к явлениям
современной жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата, составлять план
последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять расширенный
поиск информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и явления;
давать определения
понятиям .
Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;
определять собственное
отношение к явлениям

Личностные

Формирование
ответственног
о отношения к
са-моразвитию
и самообразовани
ю на основе
мотивации к
познанию,
осознанному
выбору и
построению
дальнейшей
индивидуальн
ой траектории.

Формирование
ответственног
о отношения к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
познанию,

7

8

9

10

11

Исследуем, какие
социальные
пособия получают
люди. Учебные
мини-проекты
«Социальные
пособия».
Обобщение
результатов
модуля 3 «Человек
и государство: как
оно
взаимодействует»

Для чего нужны
банки. Почему
хранить
сбережения в
банке выгоднее,
чем дома.
Какие бывают
вклады. Что такое
кредиты и надо ли
их брать.
Изучаем сайт
Центрального
банка РФ.
Исследуем, какими
банковскими
услугами

социальных
выплатах.

современной жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Найти на сайте
Регулятивные: определять
Фонда социального
последовательность
страхования
промежуточных целей с
(http://fss.ru/) раздел учетом конечного
пособий, на сайте
результата, составлять план
1
Росстата
последовательности
(http://www.gks.ru)
действий.
сведения об уровне
Познавательные:
безработицы в
осуществлять расширенный
вашем регионе.
поиск информации;
Сравнить динамику. анализировать, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и явления;
давать определения
понятиям
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес - 9 часов
1
учебник,
Сравнивать
Коммуникативные:
рабочая
возможности
самостоятельно
тетрадь
работы по найму и
организовывать
учебное
собственного
взаимодействие в группе;
бизнеса, объяснять,
определять
собственное
почему государство
отношение к явлениям
поддерживает
современной
жизни,
1
малый бизнес,
формулировать свою точку
объяснять, что
зрения.
такое бизнес-план,
Регулятивные: определять
приводить
примеры
последовательность
1
бизнеса, которым
промежуточных целей с
занимаются
учетом
конечного
подростки
результата, составлять план
последовательности
действий.
1

21

осознанному
выбору и
построению
дальнейшей
индивидуальн
ой траектории

Формирование
ответственног
о отношения к
саморазвитию
и самообразовани
ю на основе
мотивации к
познанию,
осознанному
выбору и
построению
дальнейшей
индивидуальн
ой траектории

12

13

14

15

16

17

пользуется семья.
Как избежать
финансовых потерь
и увеличить
доходы. Как
работает банк .
Учебные минипроекты
«Банковские
услуги для семьи»
Что мы знаем о
бизнесе. Как
открыть фирму.
Для чего нужны
бизнесинкубаторы.
Что такое валюта и
для чего она
нужна. Учимся
находить
информацию о
курсах валют и их
изменениях.
Обобщение
результатов
изучения модуля 4
«Услуги
финансовых
организаций и
собственный
бизнес»
Презентация
портфолио
«Услуги
финансовых

Познавательные:
осуществлять расширенный
поиск
информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
давать
определения
понятиям

1

1

1

1

1

1

22

организаций и
собственный
бизнес»
8 класс
№

Тема/ Тема
урока

Колво
часо
в

1.

Деньги: что это
такое.

1

2.

Что
может
происходить с
деньгами и как
это влияет на
финансы вашей
семьи.
Какие бывают
источники
доходов.
От чего зависят
личные
и
семейные
доходы.
Как
контролировать

1

3.

4

5

1

1

1

Дата
план

Дата
факт

Оснащение

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные
Метапредметные
Личностные
8 класс
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи ( 10 часов)
02.09
учебник,
устанавливать
понимание
Коммуникативные:
рабочая
причинносамостоятельно
того,
что
тетрадь,
следственные связи
организовывать учебное
наличные
дидактичес
между нормой
взаимодействие в группе;
деньги
не
кие
инфляции и
определять собственное
единственная
материалы
уровнем доходов
отношение к явлениям
форсемьи;
современной жизни,
ма
оплаты
• использовать
формулировать свою точку товаров
и
различные
зрения.
услуг;
источники для
Регулятивные: определять •
осознание
определения
последовательность
роли денег в
причин
промежуточных целей с
экономике
инфляции и её
учетом конечного
страны
как
влияния на
результата, составлять план важнейшего
покупательную
последовательности
элемента
способность денег,
действий.
рыночной
имеющихся в
экономики;
Познавательные:
наличии;
осуществлять
•
осознание
• определять и
расширенный поиск
влияния
оценивать варианты информации;
образования на
повышения личного анализировать, сравнивать, последующую
23

6

7

8

9

10

семейные
расходы и зачем
это делать.
Учебные минипроекты
«Контролируем
семейные
расходы.
Что
такое
семейный
бюджет и как
его построить.
Что
такое
семейный
бюджет и как
его построить.
Как
оптимизировать
семейный
бюджет.
Обобщение
результатов
работы,
представление
проектов.

до хода;
• соотносить вклад
в личное
образование и
последующий
личный доход;
• сравнивать
различные
профессии и сферы
занятости для
оценки потенциала
извлечения дохода
и роста своего
благосостояния на
коротком и
длительном
жизненном
горизонте;
• оценивать свои
ежемесячные
расходы;
• соотносить
различные
потребности и
желания с точки
зрения финансовых
возможностей;
• определять
приоритетные
траты и, исходя из
этого, планировать
бюджет в
краткосрочной и
долгосрочной
перспективе;

1

1

1

1

24

классифицировать и
обобщать факты и явления;
давать определения
понятиям

профессиональ
ную
деятельность и
карьеру,
а
также
на
личные
доходы;
•
понимание
того,
что
бесконтрольны
е
траты
лишают семью
возможности
обеспечить
устойчивую
финансовую
стабильность,
повысить
её
благосостояни
е
и
могут
привести
к
финансовым
трудностям;
•
понимание
различий
между
расходными
статьями
семейного
бюджета и их
существенных
изменений
в
зависимости от
возраста
членов семьи и

• осуществлять
анализ бюджета и
оптимизировать его
для формирования
сбережений.

11

Для чего нужны
финансовые
организации.

1

12

Как увеличить
семейные
доходы
с
использованием
финансовых
организаций.
Как увеличить
семейные
доходы
с
использованием
финансовых
организаций
Для
чего
необходимо
осуществлять
финансовое
планирование.
Как
осуществлять
финансовое

1

13

14

15

1

1

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния ( 7 часов)
учебник,
• рассчитывать
Коммуникативные:
рабочая
реальный
самостоятельно
тетрадь,
банковский
организовывать
учебное
дидактичес
процент;
взаимодействие в группе;
кие
• рассчитывать
определять
собственное
материалы
доходность
отношение к явлениям
банковского вклада
современной
жизни,
и других опеформулировать свою точку
раций;
зрения.
• анализировать
Регулятивные: определять
договоры;
последовательность
• отличать
промежуточных целей с
инвестиции от
учетом
конечного
сбережений;
результата, составлять план
• сравнивать
последовательности
доходность
действий.
инвестиционных
Познавательные:
продуктов.
осуществлять расширенный
поиск
информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
давать
определения
понятиям

25

других
факторов;
•
осознание
необходимости
планировать
доходы
и
расходы семьи.
• понимание
принципа
хранения
денег на
банковском
счёте;
• оценивание
вариантов
использования
сбережений и
инвестировани
я на разных
стадиях
жизненного
цикла семьи;
• осознание
необходимост
и
аккумулироват
ь сбережения
для
будущих трат;
• осознание
возможных
рисков при
сбережении и

16
17

планирование на
разных
жизненных
этапах.
Представление
проектов.
Обобщение
результатов
работы,
выполнение.
тренировочных
заданий,
тестовый
контроль.

инвестировани
и.

1
1

9 класс
Тема/№
Тема
урока

1

2

Особые
жизненные
ситуации:
рождение
ребёнка, потеря
кормильца.
Особые
жизненные
ситуации:
болезнь, потеря
работы,

Колво
часов

1

1

Дата
план

Дат
афа
кт

Оснащени
е

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные
9 класс
Модуль 3. Риски в мире денег (5 часов)
учебник,
находить в Интернете
рабочая
сайты социальных
тетрадь,
служб, обращаться
дидактичес
за помощью;
кие
• читать договор
материалы
страхования;
• рассчитывать
ежемесячные платежи
по страхованию;
• защищать личную
информацию, в том
26

Метапредметные

Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;
определять собственное
отношение к явлениям
современной жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные:
определять

Личностные

• понимание
семьи
существенно
изменяется;
• осознание
необходимос
ти иметь
финансовую
подушку
безопасности
в случае

3

4

5

природные и
техногенные
катастрофы.
Чем поможет
страхование.
Какие бывают
финансовые
риски.
Что такое
финансовые
пирамиды
Представление
проектов.

числе в сети Интернет;
• пользоваться
банковской картой с
минимальным
финансовым риском;
• соотносить риски и
выгоды.

1

1

1

27

последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата, составлять
план последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять
расширенный поиск
информации;
анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления; давать
определения понятиям

чрезвычайны
хи
кризисных
жизненных
ситуаций;
• понимание
возможности
страхования
жизни и
семейного
имущества
для
управления
рисками;
• понимание
причин
финансовых
рисков;
• осознание
необходимос
ти быть
осторожным
в финансовой
сфере,
проверять
поступающу
ю
информацию
из различных
источников
(из рекламы,
от граждан,
из
учреждений).
оценивать

последствия
сложных
жизненных
ситуаций с
точки
1

Что такое банк
и чем он может
быть полезен.

2

Польза и риски
банковских
карт.
Что
такое
бизнес.
Как
создать
своё
дело.
Что
такое
валютный
рынок и как он
устроен.
Можно
ли
выиграть,
размещая
сбережения в
валюте.
Представление
проектов.
Обобщение
результатов
работы,
выполнение

3

4

5

6
7

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем ( 7 часов)
1
учебник,
• читать договор с
Коммуникативные:
рабочая
банком;
самостоятельно
тетрадь,
• рассчитывать
организовывать учебное
дидактическ банковский процент и
взаимодействие в группе;
ие
сумму выплат по
определять собственное
материалы
вкладам;
отношение к явлениям
• находить актуальную
современной жизни,
1
информацию на
формулировать свою
специальных сайтах,
точку зрения.
посвящённых созданию
Регулятивные:
1
малого (в том числе
определять
семейного) бизнеса;
последовательность
рассчитывать издержки,
промежуточных целей с
доход,
прибыль;
учетом конечного
1
• переводить одну
результата, составлять
валюту в другую;
план последовательности
• находить информацию
действий.
об
изменениях
курсов
Познавательные:
1
валют.
осуществлять
расширенный поиск
информации;
анализировать,
сравнивать,
1
классифицировать и
обобщать факты и
1
явления; давать
определения понятиям

28

• понимание
основных
принципов
устройства
банковской
системы;
• понимание
того, что
вступление в
отношения с
банком должно
осуществлятьс
я
не
спонтанно,
под
воздействием
рекламы,
а
возникать
в
силу
необходимост
и со знанием
способов
взаимодейств
ия;
•
осознание
ответственнос
ти
и
рискованност

тренировочных
заданий, тестовый контроль.

и
занятия
бизнесом
и
трудностей, с
которыми
приходится
сталкиваться
при
выборе
такого
рода
карьеры;
• понимание
того, что для
начала бизнес
деятельности
необходимо
получить
специальное
образование;•
понимание
причин
изменения и
колебания
курсов валют,
а также при
каких
условиях
семья может
выиграть от
размещения
семейных
сбережений в
валюте.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют ( 5 часов)

29

1

Что такое налоги
и зачем их
платить.

1

2

Какие налоги мы
платим.
Что такое пенсия
и как сделать её
достойной.
Представление
проектов.
Итоговый
контроль
знаний.

1

3

4
5

№
п/п

учебник,
рабочая
тетрадь,
дидактичес
кие
материалы

1

1
1

•считать
сумму
заплаченных
налогов
и/или
рассчитывать
сумму,
которую
необходимо заплатить в
качестве налога;
•
просчитывать,
как
изменения в структуре и
размерах семейных доходов и имущества
могут
повлиять
на
величину
подлежащих
уплате налогов;
• находить актуальную
информацию
о
пенсионной
системе
испособах
управления
накоплениями в сети
Интернет.

Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;
определять собственное
отношение к явлениям
современной
жизни,
формулировать
свою
точку зрения.
Регулятивные:
определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом
конечного
результата,
составлять
план последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять
расширенный
поиск
информации;
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
факты
и
явления;
давать
определения понятиям

•
представление
об
ответственнос
ти
налогоплатель
щика;
• понимание
неотвратимост
и
наказания
(штрафов) за
неуплату
налогов
и
осознание
негативного
влияния
штрафов
на
семейный
бюджет

3.2. Таблица тематического распределения количества часов по классам:
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
Разделы, темы
7
30

8

9

5

6

7

8

5 - 6 класс класс класс класс класс
классы

класс

класс

9
класс

5 -6 класс
1
2
3
4

№
п/п

1.
2.

Введение в курс «Финансовая грамотность»
Модуль 1. Доходы и расходы семьи.
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек
может от этого защититься.
Резервные часы.

4
15
10

3

0

14

0

0

17

5

0

0

Итого:

34

17

17

3.2. Таблица тематического распределения количества часов по классам:
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
Разделы, темы
5
6
7
8
9
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс класс класс класс класс
класс
7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они
16
8
взаимодействуют.
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и
17
8
собственный бизнес.
Заключение.
1
1
ИТОГО в 7 классе

34

17

3.2. Таблица тематического распределения количества часов по классам:
№
п/п

Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа

Разделы, темы
31

5
6 7
8- 9 5
6
класс класс класс класс класс класс

1
2
3
4
5

8 - 9 классы
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния.

7
класс

8
класс

9
класс

9
6

10
7

0

Модуль 3. Риски в мире денег.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как
сотрудничать без проблем.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

6

0

8

0

5
7

5

0

5

Итого в 8 классе

34

17

17

32

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».