РП Основы финансовой грамотности 5-9 кл.

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Краснодарского края
УО администрации МО Кущевский район
МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г.
РАССМОТРЕНО
ШМО гуманитарно-эстетического цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

______________ Проценко Л.И.

______________ Кущий М.Г.

______________ Фоменко Е.В.

Протокол №1 от "27" 08 2025 г.

"28" 08 2025 г.

Приказ № 381 от "29" 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для 5 - 9 классов основного общего образования
на 2025-2026 учебный год
Составитель:
Проценко Лариса Ивановна
учитель истории и обществознания
станица Кисляковская2025 год

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности».
формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям Федерального Государственного образовательного
Стандарта основного общего образования.
Личностные результаты
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:
1.Гражданского воспитания:
- заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.
- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием
с различными финансовыми институтами;
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
-готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества.
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении,
понимание финансовых связей семьи и государства;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении
вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние
семьи и достигать обоюдного взаимопонимания.
5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для
понимания сущности научной картины мир.
- навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской
деятельности.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
- готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- уважительного отношения к труду;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт
процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск
информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая
жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность,
сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах
и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых
финансовых расчётов;
- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи,
профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор,
страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная
система;
- владение знаниями: о структуре денежной массы; о структуре доходов населения страны и способах её определения; о
зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; о статьях семейного и личного бюджета и способах
их корреляции; об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; о возможных нормах
сбережения; о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций; о видах страхования; о
видах финансовых рисков; о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; о способах
определения курса валют и мест обмена; о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

5 класс
Определять цели
развития
собственной
финансовой
грамотности
и
планировать способы их
достижения;
- Осуществлять учебное
сотрудничество
и

Планируемые результаты освоения программы
6 класс
7 класс
8 класс
- Называть основные Различать
прямые
и
Владеть
источники бюджета;
косвенные налоги;
понятиями: деньги
анализировать Считать сумму налога;
и денежная масса,
финансовые
Проверять
на
сайте
покупательная
последствия
особых Федеральной
налоговой
способность денег,
жизненных ситуаций службы наличие налоговой
человеческий
для семьи;
задолженности
членов
капитал,
соотносить
вид семьи;
благосостояние
страхования и его
Рассчитывать долю год вых
семьи,

9 класс
О способах
государственной
поддержки
в
случае
возникновения
сложных
жизненных
ситуаций;
О
видах

совместную
деятельность
со
взрослыми (учителем,
членами своей семьи) и
сверстниками
для
достижения целей
развития
собственной
финансовой
грамотности;
- Выдвигать версии
решения
проблем
экономии
семьи,
экономических
отношений семьи и
общества,
формулировать
гипотезы,
предвосхищать
конечный результат;
- Находить актуальную
финансовую
информацию в сети
Интернета;
- Обосновывать свою
оценку
финансового
поведения
людей
в
конкретных ситуациях;
- Приводить примеры не
грамотного
финансового поведения
и моделировать иные
варианты поведения в
аналогичных ситуациях;
Актуализировать
имеющиеся знания и
практические навыки по

цель;
рассчитывать
стоимость
страховки
жилья,
имущества,
автомобиля,
жизни, здоровья при
помощи калькулятора
на сайте страховой
компании;
- находить актуальную
информацию
о
страховых компаниях и
их услугах;
описывать особые
жизненные ситуации,
которые
могут
приводить
к
снижению
благосостояния семьи;
объяснять,
как
сбережения
и
страхование
может
смягчить последствия
особых
жизненных
ситуациях;
- объяснять, что такое
страхование и для чего
оно необходимо;
описывать виды
страхования;
- приводить примеры
добровольного
страхования
и
указывать примерную
стоимость страховки;
- высчитывать долю

налоговых
выплат
в
семейном бюджете;
Находить
нужную
информацию
на
социальных порталах;
- Объяснять, что такое
налоги и почему их надо
платить;
Называть
основные
налоги
в
РФ
(подоходный
налог,
налог
на
прибыль,
косвенные налоги);
Приводить
примеры
налогов,
которые
выплачиваются семьёй,
и
указывать
их
примерную величину;
Перечислять
условия
получения
различных
видов
социальных пособий в
РФ;
Называть
виды
социальных пособий и
указать их примерную
величину;
Приводить примеры в
плат различных видов
социальных пособий;
Высчитать
долю
социальных событий в
доходах
семейного
бюджета;
Отличать
инвестирование
от

профицит и
дефицит семейного
бюджета, банк,
инвестиционный
фонд, финансовое
планирование,
форс-мажор,
страхование,
финансовые риски,
бизнес, валюта и
валютный рынок,
прямые и
косвенные налоги,
пенсии,
пенсионный фонд и
пенсионная
система;
Владение знаниями:
О
структуре
денежной массы;
О
структуре
доходов населения
страны и способах
её определения;
Об основных видах
финансовых
услуг и продуктов,
предназначенных
для
физических
лиц;
О
возможных
нормах сбережения;

страхования;
О
видах
финансовых
рисков;
О способах
использования
банковских
продуктов
для
решения
своих
финансовых задач;
О способах
определения курса
валют
и
мест
обмена;
О способах
уплаты
налогов,
принципах
устройства
пенсионной
системы России.

финансовой
грамотности;
- Объяснять, от его
зависит
финансовое
благосостояние
человека,
понимать
зависимость
финансового
благосостояния семьи
от многих факторов, в
том числе от
уровня
образования,
профессии, грамотного
применения имеющихся
финансовых знаний и
навыков;
- Обосновывать свою
оценку
финансового
поведения
людей
в
конкретных ситуациях;
Описывать
обязательные знания и
умения,
необходимые
для
приобретения
финансовой
грамотности.

годовых страховочных
выплат в семейном
бюджете.

сбережения
и
кредитования;
Знать основные права и
обязанности
как
потребителя;
Находить актуальную и
формацию об услугах
банков;
Пользоваться
пластиковой карточкой в
банкомате;
Считать проценты по
вкладам (кредитам) на
простых примерах;
Планировать (4-5 шагов)
свою самостоятельную
деятельность;
Сравнивать
возможности по найму и
собственного бизнеса;
Находить
и
анализировать
информацию о курсе
валют;
Проводить простые
расчёты с
использованием
валютного курса;
Перечислять основные
банковские услуги
(сбережения, вклад,
кредит,
инвестиции);
Объяснять, как можно
пользоваться основными
банковскими услугами

для
увеличения (сохранения)
доходов семьи;
Объяснять, чем труд
наёмного
работника
отличается от труда
бизнесмена;
Называть необходимые
условия для открытия
своей фирмы;
Объяснять причину
существования
различных валют;
Называть
основные
мировые валюты и
страны
их
использования;
Объяснять, что такое
валютный курс и как
находить информацию
об изменении
курса валют.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
5 класс ( 9 часов )
Введение в курс «Финансовая грамотность» ( 1 час )
Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи, учимся оценивать финансовое
поведение людей
Модуль 1. Доходы и расходы семьи ( 8 часов)
Деньги: что это такое. Учебные мини-проекты «Деньги».
Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи.
Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи.
Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».

Как сформировать семейный бюджет. Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета».
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
Обобщение результатов изучения модуля 1.
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
6 класс ( 9 часов)
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься ( 9 часов )
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
Что такое страхование и для чего оно необходимо.
Что и как можно страховать. Ролевая игра «Страхование».
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
Как определить надежность страховых компаний.
Как работает страховая компания. Учебные мини-проекты «Страхование».
Обобщение результатов изучения модуля 2.
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность».
Презентация портфолио «Финансовая грамотность».
7 класс ( 9 часов)
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют ( 5 часа )
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги.
Ролевая игра «Считаем налоги семьи». Сравниваем налоги граждан разных стран.
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Учебные мини-проекты
«Налоги».
Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
Исследуем, какие социальные пособия получают люди. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес ( 4 часа )
Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо
ли их брать.
Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых
потерь и увеличить доходы. Как работает банк.

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнесинкубаторы. Ролевая игра «Открываем фирму»
Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
Обобщение результатов изучения модуля 4
8 класс (9 часов)
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи ( 5 часов )
Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.
Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы.
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы.
Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.
Обобщение результатов работы, представление проектов.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния ( 4 часа )
Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций.
Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование.
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль. Представление проектов.

9 класс ( 9 часов )
Модуль 3. Риски в мире денег ( 2 часа )
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы,
природные и техногенные катастрофы.
Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем ( 5 часов )
Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт.
Что такое бизнес. Как создать своё дело. Что такое валютный рынок и как он устроен.
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.
Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль.
Представление проектов.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют ( 2 часа )

Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим.
Что такое пенсия и как сделать её достойной.
Представление проектов. Итоговый контроль знаний.

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
3.1.Календарно - тематическое планирование.
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности». 5 класс
№

Тема/ Тема
урока

Колв
о
часов

Дата
план

Дата
факт

Оснаще
ние

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Предметные

1

Почему важно
развивать свою
финансовую
грамотность. От
чего зависит
благосостояние
семьи, учимся
оценивать
финансовое
поведение людей.

1

Метапредметные

5 класс
Введение в курс «Основы финансовой грамотности» - 1 часов
учебник
Познакомить
Коммуникативные:
,
ся с
самостоятельно
рабочая
понятием
организовывать учебное
тетрадь
финансовой
взаимодействие в группе;
грамотности
определять собственное
отношение к явлениям
современной
жизни,
формулировать
свою
точку зрения.
Регулятивные:
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать учебную
проблему;
выбирать
средства
достижения
цели из предложенных, а

Личностные
Формирование
стартовой
мотивации к
изучению
нового
материала

1

Деньги: что это
такое. Учебные
мини-проекты
«Деньги».

1

2

Из чего
складываются
доходы семьи.
Учимся считать
семейные доходы.
Исследуем доходы
семьи.

1

3

Учебные минипроекты «Доходы
семьи». Как
появляются
расходы семьи.

1

4

Учимся считать
семейные расходы.
Исследуем расходы
семьи. Учебные
мини-проекты
«Расходы семьи».

1

также
искать
их
самостоятельно.
Познавательные: давать
определения понятиям;
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
факты
и
явления
Модуль 1. Доходы и расходы семьи – 8 часов
учебник,
Объяснять
Коммуникативные:
рабочая
проблемы
самостоятельно
тетрадь,
бартерного
организовывать учебное
дидактич обмена,
взаимодействие в группе;
еские
описывать
определять собственное
материал свойства
отношение к явлениям
ы
предмета,
современной жизни,
играющего роль
формулировать свою точку
денег,
зрения.
перечислять виды Регулятивные:
денег, приводить
самостоятельно
примеры
обнаруживать и
товарных денег,
формулировать учебную
сравнивать
проблему; выбирать
преимущества и
средства достижения цели
недостатки
из предложенных, а также
разных видов
искать их самостоятельно.
денег, составлять Познавательные: давать
задачи с
определения понятиям;
денежными
анализировать, сравнивать,
расчетами,
классифицировать и
объяснять,
обобщать факты и явления
почему бумажные
деньги могут
обесцениваться,
знать, что

Формирование
осознанного
понимания
значения денег
в жизни
общества и
человека

5

Как сформировать
семейный бюджет.
Ролевая игра
«Семейный совет
по составлению
бюджета».

1

6

Учебные минипроекты
«Семейный
бюджет».

1

7

Обобщение
результатов
изучения модуля 1.

1

8

Презентация
портфолио
«Доходы и расходы
семьи».

1

денежной
системой страны

учебник,
рабочая
тетрадь

Объяснять
причины, по
которым люди
делают покупки,
описывать
направления
расходов семьи,
классифицироват
ь виды благ,
рассчитывать
доли расходов на
разные товары и
услуги

Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в группе;
определять
собственное
отношение к явлениям
современной
жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные:
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему;
искать
и
выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
осуществлять
расширенный
поиск
информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
давать
определения

формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию

понятиям

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности». 6 класс
№

Тема/ Тема урока

Кол
- во
час
ов

Дата
план

Дата
факт

Оснаще
ние

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные
Метапредметные
6 класс
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься - 9 часов
1

Почему возникают
риски потери денег
и имущества и как
от этого защититься.

1

2

Что такое
страхование и для
чего оно
необходимо.

1

3

Что и как можно
страховать. Ролевая
игра «Страхование».
Исследуем, что
застраховано в
семье и сколько это
стоит.

1

учебник,
рабочая
тетрадь

Научиться
систематизироват
ь
обществоведческ
ую информацию
и представлять ее
в виде семейного
бюджета; понимать роль
нравственных
норм как
решающих
регуляторов
общественной
жизни, уметь
применять эти
нормы и правила
при анализе и

Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в группе;
определять
собственное
отношение
к
явлениям
современной
жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного результата,
составлять
план
последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять расширенный

Личностные

Формирование
ответственного
отношения к
са-моразвитию
и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуально
й траектории

4

5

Как определить
надежность
страховых
компаний.
Как работает
страховая компания.
Учебные минипроекты
«Страхование».

1

1

6

Обобщение
результатов
изучения модуля 2.

1

7

Презентация
портфолио «Риски
потери денег и
имущества и как
человек может от
этого защититься».

1

8

Обобщение
результатов
изучения курса
«Финансовая
грамотность».
Презентация
портфолио
«Финансовая
грамотность».

1

9

1

оценке реальных
социальных
ситуаций;
понимать
значение
коммуникации в
межличностном
общении.
Рассмотреть
особые сложные
и
непредвиденные
ситуации,
требующие
дополнительных
финансовых
расходов,
и
объяснить,
как
можно смягчить
их
последствия
(затопление своей
квартиры
или
квартиры
соседей этажом
ниже,
страхование
автомобиля,
болезнь
членов
семьи,
добровольное
страхование
жизни).
Сформировать
понимание, что

поиск
информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
давать
определения
понятиям

такое
страхование.
Проводить
самостоятельные
исследования.
Генерировать
собственные идеи
и
создавать
научнопублицистически
е тексты на их
основе. Находить
актуальную
информацию
в
сети Интернет с
целью
решения
финансовых
задач.

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности». 7 класс
№

Тема/
Тема урока

Кол
- во
час
ов

Дата
план

Дата
факт

Оснащен
ие

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные
Метапредметные
7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют - 9 часов
1

Могут ли люди
быть финансово
независимыми от
государства. Что

1

учебник
,
рабочая
тетрадь

Объяснять, почему
государство
собирает налоги,
приводить примеры

Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;

Личностные

Формирование
ответственног
о отношения к
са-моразвитию

2

3

4
5

6

такое налоги и
почему их надо
платить.
Ролевая игра
«Считаем налоги
семьи».
Сравниваем налоги
граждан разных
стран.
Исследуем, какие
налоги платит
семья и что
получает от
государства. Как
работает налоговая
служба.
Учебные минипроекты «Налоги».
Что такое
социальные
пособия и какие
они бывают.
Учимся находить
информацию на
сайте Фонда
социального
страхования РФ.
Для чего нужны
банки. Почему
хранить
сбережения в банке
выгоднее, чем
дома. Какие
бывают вклады.
Что такое кредиты

1

1

налогов, описывать,
как и когда платятся
налоги, объяснять,
почему вводятся
акцизные налоги,
описывать
последствия
невыплаты налогов
для граждан,
приводить приметы
уплаты налогов в
семье.

1
1

1

Объяснять, почему
существуют
социальные
выплаты, приводить
примеры
социальных выплат,
находить
информацию о
социальных
выплатах.
Найти на сайте
Фонда социального
страхования
(http://fss.ru/) раздел
пособий, на сайте
Росстата

определять собственное
отношение к явлениям
современной жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата, составлять план
последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять расширенный
поиск информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и явления;
давать определения
понятиям .
Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;
определять собственное
отношение к явлениям
современной жизни,
формулировать свою точку
зрения.
Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата, составлять план
последовательности

и самообразовани
ю на основе
мотивации к
познанию,
осознанному
выбору и
построению
дальнейшей
индивидуальн
ой траектории.

Формирование
ответственног
о отношения к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
познанию,
осознанному
выбору и
построению
дальнейшей
индивидуальн
ой траектории

7

8

9

и надо ли их брать.
Изучаем сайт
Центрального
банка РФ.
Исследуем, какими
банковскими
услугами
пользуется семья.
Как избежать
финансовых потерь
и увеличить
доходы. Как
работает банк.
Учебные минипроекты
«Банковские
услуги для семьи».
Что мы знаем о
бизнесе. Как
открыть фирму.
Для чего нужны
бизнесинкубаторы.
Ролевая игра
«Открываем
фирму»

1

(http://www.gks.ru)
сведения об уровне
безработицы в
вашем регионе.
Сравнить динамику.

действий.
Познавательные:
осуществлять расширенный
поиск информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и явления;
давать определения
понятиям

Сравнивать
возможности
работы по найму и
собственного
бизнеса, объяснять,
почему государство
поддерживает
малый бизнес,
объяснять, что

Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в группе;
определять
собственное
отношение к явлениям
современной
жизни,
формулировать свою точку
зрения.

1

1

учебник,
рабочая
тетрадь

Формирование
ответственног
о отношения к
саморазвитию
и самообразовани
ю на основе
мотивации к
познанию,

такое бизнес-план,
приводить примеры
бизнеса, которым
занимаются
подростки

Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом
конечного
результата, составлять план
последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять расширенный
поиск
информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
давать
определения
понятиям

осознанному
выбору и
построению
дальнейшей
индивидуальн
ой траектории

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности». 8 класс
№

Тема/ Тема
урока

Колво
часо
в

1.

Деньги: что это
такое. Что может
происходить с
деньгами и как
это влияет на
финансы вашей
семьи.

1

2.

Какие бывают

1

Дата
план

Дата
факт

Оснащение

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные
Метапредметные
8 класс
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи ( 10 часов)
учебник,
устанавливать
Коммуникативные:
рабочая
причинносамостоятельно
тетрадь,
следственные связи
организовывать учебное
дидактичес
между нормой
взаимодействие в группе;
кие
инфляции и
определять собственное
материалы
уровнем доходов
отношение к явлениям
семьи;
современной жизни,
• использовать
формулировать свою точку
различные
зрения.

Личностные
понимание
того,
что
наличные
деньги
не
единственная
форма
оплаты
товаров
и
услуг;

3.

4

5

источники
доходов. От чего
зависят личные
и семейные
доходы.
Как
контролировать
семейные
расходы и зачем
это
делать.
Учебные минипроекты
«Контролируем
семейные
расходы.
Что такое
семейный
бюджет и как
его построить.
Как
оптимизировать
семейный
бюджет.
Обобщение
результатов
работы,
представление
проектов.

1

1

1

источники для
определения
причин
инфляции и её
влияния на
покупательную
способность денег,
имеющихся в
наличии;
• определять и
оценивать варианты
повышения личного
до хода;
• соотносить вклад
в личное
образование и
последующий
личный доход;
• сравнивать
различные
профессии и сферы
занятости для
оценки потенциала
извлечения дохода
и роста своего
благосостояния на
коротком и
длительном
жизненном
горизонте;
• оценивать свои
ежемесячные
расходы;
• соотносить
различные
потребности и

Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата, составлять план
последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять
расширенный поиск
информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и явления;
давать определения
понятиям

•
осознание
роли денег в
экономике
страны
как
важнейшего
элемента
рыночной
экономики;
•
осознание
влияния
образования на
последующую
профессиональ
ную
деятельность и
карьеру,
а
также
на
личные
доходы;
•
понимание
того,
что
бесконтрольны
е
траты
лишают семью
возможности
обеспечить
устойчивую
финансовую
стабильность,
повысить
её
благосостояни
е
и
могут
привести
к
финансовым
трудностям;
•
понимание

желания с точки
зрения финансовых
возможностей;
• определять
приоритетные
траты и, исходя из
этого, планировать
бюджет в
краткосрочной и
долгосрочной
перспективе;
• осуществлять
анализ бюджета и
оптимизировать его
для формирования
сбережений.

6

7

8

Для чего нужны
финансовые
организации.
Как увеличить
семейные
доходы
с
использованием
финансовых
организаций.
Для
чего
необходимо
осуществлять
финансовое
планирование.
Как
осуществлять

1

1

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния ( 4 часа)
учебник,
• рассчитывать
Коммуникативные:
рабочая
реальный
самостоятельно
тетрадь,
банковский
организовывать
учебное
дидактичес
процент;
взаимодействие в группе;
кие
• рассчитывать
определять
собственное
материалы
доходность
отношение к явлениям
банковского вклада
современной
жизни,
и других операций;
формулировать свою точку
• анализировать
зрения.
договоры;
Регулятивные: определять
• отличать
последовательность
инвестиции от
промежуточных целей с
сбережений;
учетом
конечного
• сравнивать
результата, составлять план
доходность
последовательности
инвестиционных
действий.

различий
между
расходными
статьями
семейного
бюджета и их
существенных
изменений
в
зависимости от
возраста
членов семьи и
других
факторов;
•
осознание
необходимости
планировать
доходы
и
расходы семьи.
• понимание
принципа
хранения
денег на
банковском
счёте;
• оценивание
вариантов
использования
сбережений и
инвестировани
я на разных
стадиях
жизненного
цикла семьи;
• осознание

финансовое
планирование на
разных
жизненных
этапах.
9

Обобщение
результатов
работы,
выполнение
тренировочных
заданий,
тестовый
контроль.
Представление
проектов.

продуктов.

1

Познавательные:
осуществлять расширенный
поиск
информации;
анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
давать
определения
понятиям

необходимост
и
аккумулироват
ь сбережения
для
будущих трат;
• осознание
возможных
рисков при
сбережении и
инвестировани
и.

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности». 9 класс
Тема/№
Тема
урока

1

Особые
жизненные
ситуации:
рождение
ребёнка, потеря
кормильца.
Особые
жизненные
ситуации:

Колво
часов

1

Дата
план

Дата
факт

Оснащен
ие

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные
9 класс
Модуль 3. Риски в мире денег (2 часа)
учебник,
находить в Интернете
рабочая
сайты социальных
тетрадь,
служб, обращаться
дидактическ
за помощью;
ие
• читать договор
материалы
страхования;
• рассчитывать
ежемесячные платежи
по страхованию;

Метапредметные
Коммуникативные:
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;
определять собственное
отношение к явлениям
современной жизни,
формулировать свою точку
зрения.

Личностные
• понимание
семьи
существенно
изменяется;
• осознание
необходимост
и иметь
финансовую
подушку

болезнь, потеря
работы,
природные и
техногенные
катастрофы.
2

Какие бывают
финансовые
риски. Что такое
финансовые
пирамиды.

1

• защищать личную
информацию, в том
числе в сети Интернет;
• пользоваться
банковской картой с
минимальным
финансовым риском;
• соотносить риски и
выгоды.

Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата, составлять план
последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять
расширенный поиск
информации;
анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления; давать
определения понятиям

безопасности
в случае
чрезвычайны
хи
кризисных
жизненных
ситуаций;
• понимание
возможности
страхования
жизни и
семейного
имущества
для
управления
рисками;
• понимание
причин
финансовых
рисков;
• осознание
необходимост
и быть
осторожным
в финансовой
сфере,
проверять
поступающу
ю
информацию
из различных
источников
(из рекламы,
от граждан,
из
учреждений).

оценивать
последствия
сложных
жизненных
ситуаций с
точки
1

Что такое банк
и чем он может
быть полезен.
Польза и риски
банковских
карт.

2

Что
такое
бизнес.
Как
создать
своё
дело. Что такое
валютный
рынок и как он
устроен.
Можно ли
выиграть,
размещая
сбережения в
валюте.

3

4

5

Обобщение
результатов
работы,
выполнение
тренировочных
заданий,
тестовый
контроль.
Представление

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем ( 5 часов)
1
учебник,
• читать договор с
Коммуникативные:
рабочая
банком;
самостоятельно
тетрадь,
• рассчитывать
организовывать учебное
дидактичес банковский процент и
взаимодействие в группе;
кие
сумму выплат по
определять собственное
материалы вкладам;
отношение к явлениям
• находить актуальную
современной жизни,
информацию на
формулировать свою
1
специальных сайтах,
точку зрения.
посвящённых созданию
Регулятивные:
малого (в том числе
определять
семейного) бизнеса;
последовательность
рассчитывать издержки,
промежуточных целей с
доход, прибыль;
учетом конечного
• переводить одну валюту результата, составлять
1
в другую;
план последовательности
• находить информацию
действий.
об изменениях курсов
Познавательные:
валют.
осуществлять
расширенный поиск
информации;
1
анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления; давать
определения понятиям
1

• понимание
основных
принципов
устройства
банковской
системы;
• понимание
того, что
вступление в
отношения с
банком должно
осуществлятьс
я
не
спонтанно,
под
воздействием
рекламы,
а
возникать
в
силу
необходимост
и со знанием
способов
взаимодействи
я;
•
осознание
ответственнос
ти
и
рискованности

проектов.

1

Что такое налоги
и зачем их
платить. Какие
налоги мы

занятия
бизнесом
и
трудностей, с
которыми
приходится
сталкиваться
при
выборе
такого
рода
карьеры;
• понимание
того, что для
начала бизнес
деятельности
необходимо
получить
специальное
образование;•
понимание
причин
изменения и
колебания
курсов валют,
а также при
каких
условиях
семья может
выиграть
от
размещения
семейных
сбережений в
валюте.
1

Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют ( 2 часа)
учебник,
•считать
сумму Коммуникативные:
рабочая
заплаченных
налогов самостоятельно
тетрадь,
и/или
рассчитывать организовывать учебное
дидактиче
взаимодействие в группе;

•
представление
об
ответственнос

платим.

2

Что такое пенсия
и как сделать её
достойной.
Представление
проектов.
Итоговый
контроль знаний.

ские
материал
ы
1

сумму,
которую
необходимо заплатить в
качестве налога;
•
просчитывать,
как
изменения в структуре и
размерах семейных доходов и имущества
могут
повлиять
на
величину
подлежащих
уплате налогов;
• находить актуальную
информацию
о
пенсионной системе и
способах
управления
накоплениями в
сети
Интернет.

определять собственное
отношение к явлениям
современной
жизни,
формулировать
свою
точку зрения.
Регулятивные:
определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом
конечного
результата,
составлять
план последовательности
действий.
Познавательные:
осуществлять
расширенный
поиск
информации;
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
факты
и
явления;
давать
определения понятиям

ти
налогоплатель
щика;
• понимание
неотвратимост
и
наказания
(штрафов) за
неуплату
налогов
и
осознание
негативного
влияния
штрафов
на
семейный
бюджет;
• понимание
того, что при
планировании
будущей
пенсии
необходимо
не
только
полагаться на
государственн
ую пен
сионную
систему, но и
создавать свои
варианты по
программам
накопления
средств
в
банках
и
негосударстве
нных
пенсионных

фондах.

№
п/п

1
2
3
4

№
п/п

1.
2.

3.2. Таблица тематического распределения количества часов по классам:
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
Разделы, темы

7
8
9
5
6
7
5-6
классы класс класс класс класс класс класс

5 -6 класс
Введение в курс «Финансовая грамотность»
4
Модуль 1. Доходы и расходы семьи.
15
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как
10
человек может от этого защититься.
Резервные часы.
5
Итого:
34

1
8

0
0

0

9

0
9

0
9

8
класс

9
класс

3.2. Таблица тематического распределения количества часов по классам:
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
Разделы, темы
5
6
7
8
9
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс класс класс класс класс класс
7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они
16
4
взаимодействуют.
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и
17
5
собственный бизнес.
Заключение.
1
0
ИТОГО в 7 классе
34
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».