МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Краснодарского края
УО МО Кущёвский район
МБОУ ООШ №18 им. Могилевского М.Г.
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
ШМО гуманитарно-эстетического
Зам. директора
цикла
_____
_______Проценко Л.И.
Кущий М.Г.
28.08.2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ООШ
№ 18 им.
Могилевского М.Г.
Протокол № 1
от 27.08.2025 г.
Фоменко Е.В.
Приказ № 381
от 29. 08.2025 г.
Программа внеурочной деятельности курса
«Традиционная культура кубанского казачества»
Направление программы – общекультурное
Вид программы – познавательная
Уровень образования, класс - основное общее образование, 5 класс
станица Кисляковская, 2025 год
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................................................................... 3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ..................................................................................................................................................... 5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....................................................................................................................... 5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ......................................................................................................................................... 8
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ...................................................................................................................................... 10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................................................................................. 11
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......................................................................................................................... 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Хоровое пение» разработана для занятий с учащимися 5-6 классов МОУ
«Косланская средняя общеобразовательная школа (далее – МОУ КСОШ) относится к программам
социально - педагогической направленности и составлена на основе следующих нормативноправовых
документов:
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
•
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
•
Постановление от 28 сентября 2020 г. n 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. N 1678 «Об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
•
Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 года N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
•
Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 N ВБ-976/04 «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих
программ с использованием дистанционных образовательных технологий» (вместе с
«Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»).
•
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”
•
214-п.
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики РК от 01.06.2018 г №
•
Постановление администрации МР «Удорский» от 08 декабря 2023 г. № 1197 «Об
организации оказания муниципальных услуг в социальной сфере на территории МО МР «Удорский».
•
Постановление администрации МР «Удорский» от 08 декабря 2023 г. № 1198 «О
порядке формирования муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг в
социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления МО МР Удорский»,
о форме и сроках формирования отчета об их исполнении».
•
Постановление администрации МР «Удорский» от 08 декабря 2023 г. № 1199 «О
внесении изменений в постановление администрации муниципального района «Удорский» от 29 июня
2020 года № 575 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании
детей».
•
Приказ Управления образования АМР «Удорский» от 02 августа 2018 года №0106/598
«Об организации предоставления сертификатов дополнительного образования для детей,
проживающих на территории МО МР «Удорский».
•
Приказ Управления образования АМР «Удорский» от 30 мая 2023 года №01-06/485 «Об
утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в
муниципальных образовательных организациях на территории МО МР «Удорский».
•
Приказ Управления образования АМР «Удорский» от 13 декабря 2023 г. № 1114 «Об
утверждении требований к условиям и порядку оказания муниципальных услуг в социальной сфере по
реализации дополнительных общеразвивающих программ в МО МР «Удорский».
•
Приказ Управления образования АМР «Удорский» от 26 декабря 2023 г. № 1157 «об
утверждении муниципального социального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной
сфере на 2024 год и на плановый период 2025 - 2028 годов в МО МР «Удорский».
•
Устава МОУ «Косланская СОШ»
•
Положение об организации внеурочной деятельности в МОУ «Косланская СОШ»
•
Рабочая программа воспитания МОУ «Косланская СОШ»
Вокальное исполнение – один из самых активных видов музыкально-практической
деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза
«запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хоровое пение» для учащихся 5-6 классов
начальной школы, составлена на основе примерной программы «Музыка 5-8 класс» для
общеобразовательных учреждений. Авторы: Е.Д Критская и Т. Сергеева.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: привить любовь к вокальному искусству, научить правильно исполнять вокальные
произведения.
Задачи:
1.
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадны х
песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и
уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.
Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни ка
ждого чело-века.
3.
Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведени
й, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической
ку
льту-ры, работе в коллективе.
4.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых пр
оизведений.Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формирован ию
эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
5.
Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значи
мости, увле-ченности, успешности каждого члена коллектива.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на
мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; Учащиеся научатся:
размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; наблюдать за
музыкой в жизни человека и звучанием природы;
расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни
современного социума.
2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Учащиеся научатся:
участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы,
понимать дирижерские жесты.
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной
задачи.
Предметные
1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, в его духовно-нравственном развитии.
Учащиеся научатся:
-
проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений,
эмоциональную отзывчивость;
-
понимать степень значения роли музыки в жизни человека;
-
пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
-
воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению
внимательно слушать;
-
узнавать на слух основную часть произведений.
2.Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры
родного края
-
ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве родного края, сопоставлять
различные образцы музыки; ребята научатся:
-
осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии,
проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней;
-
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально —
исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса.
Учащиеся научатся:
-
понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль
музыкального произведения;
-
обогащению индивидуального музыкального опыта;
-
воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.
4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному
произведению; учащиеся научатся:
-
внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности
музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
-
определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
-
узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать свое отношение к
различным музыкальным сочинениям, явлениям;
-
определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
-
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в
импровизации. Учащиеся научатся:
-
определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
-
принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
-
участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности
мелодии движением рук;
-
выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального
сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания,
импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера;
-
передавать настроение музыки в пении;
-
откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками;
-
исполнять, инсценировать песни;
-
передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения
общего характера музыки.
Метапредметные
1.Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных
и познавательных задач; учащиеся научатся:
-
использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи
информации, выраженной в звуках;
-
выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
-
приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через
сочинение, исполнение, слушание;
-
выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
-
выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в
пении, движении, игре на инструментах;
-
приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через
сочинение, исполнение, слушание;
-
найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни; -
владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей. Учащиеся научатся:
-
самостоятельно выполнять упражнения;
-
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;
видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях
-
различных явлениях жизни;
участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать
-
паузы, понимать дирижерские жесты;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами
поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Беседа о правильной
постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Певческая
установка. Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. Форма организации:
вводное занятие; музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное и групповое исполнение
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона.
Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. Форма организации:
музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение и работа по группам.
Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и
задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания,
взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Типы певческого дыхания. Работа над
певческим дыханием. Цепное дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало
пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером
исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Форма
организации: музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов.
Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз.
Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Работа над согласными и гласными.
Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Форма организации: музыкальное
занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией,
единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука.
Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла. Формирование чувства ансамбля.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада)
устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка
динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
Распевание. Работа над тембром. Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности:
коллективное исполнение.
Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию»,
осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра.
Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Сценодвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить
настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на
раскрепощение. Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической
культуры. Движения под музыку. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего
инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап
работы. Форма организации: репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное, групповое и
сольное исполнение. Формировать у детей культуру поведения на сцене. Форма организации:
музыкальное занятие, репетиция, концерт. Вид деятельности:
коллективное, групповое и сольное исполнение.
Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и
разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой,
нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения. Распевание. Работа над
подвижностью голосов. Работа над выразительностью слов в пении. Форма организации:
музыкальное занятие. Вид деятельности: коллективное исполнение.
Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая
готовность к выступлению. Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на
предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё
многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные
(шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных
колебаний, поэтому их высота может быть точно определена. Форма организации: музыкальное
занятие, репетиция, концерт. Вид деятельности: коллективное, групповое и сольное исполнение.
Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на
развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и
поощрение удачных моментов. Форма организации: музыкальное занятие. Вид деятельности:
коллективное исполнение.
Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
В
соответствии со
стандартами второго
поколения
оцениванию подлежит
опыт
лидерства
воспитанников.
Важным
показателем успешности достижения результатов
является участие воспитанников в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения,
класса, школы.
1. Педагогическое наблюдение.
2. Выступление на школьных праздниках.
3. Участие в школьных мероприятиях.
4. Выступление перед родителями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Темы
Количество часов
1
Владение голосовым аппаратом. Разучивание
песен про осень.
2
2
Использование певческих навыков. Разучивание
песен про учителей.
2
3
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками
пения.
Разучивание песен из мультфильмов.
2
4
Охрана голосового аппарата.
Разучивание колыбельных песен.
2
5
Певческая установка
Разучивание народных песен.
2
6
Звукообразование. Музыкальные штрихи Разучивание
туристических песен
2
7
Дыхание. Разучивание песни о дружбе.
2
8
Дикция и артикуляция.
Разучивание песен о зиме и Новом Годе .
2
9
Ансамбль. Унисон. Элементы двухголосия.
Разучивание песен о сказке.
2
10
Ритм. Разучивание песен об армии
2
11
Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Разучивание песен доброте.
2
12
Теоретические основы. Нотная грамота.
Песни о государственной символике: гимн, герб, флаг.
2
13
Работа с фонограммой. Разучивание песен о здоровом
образе жизни.
2
14
Музыкально-исполнительская работа. Разучивание
песен о России.
2
15
Выразительное исполнение песни. Разучивание
песен о весне.
2
16
Сценодвижение.
Разучивание патриотических песен .
2
17
Создание
сценического
Разучивание песен к 9 мая.
образа.
ИТОГО:
2
34
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы:
1. Асафьев, Б.В. Музыкальна форма как процесс. - Ленинград.: Музыка, 1971 - 376 с.
2. Асафьев, Б.В. О народной музыке. - Ленинград.: Музыка, 1987 - 248 с.
3. Балабан, О.В. Импровизация как средство постижения народной музыкальной культуры. - Мир
науки, культуры, образования, № 2 (51), 2015 - 199-200 с.
4. Барбан, Е.С. Джазовые диалоги издательство. - СПб.: Композитор, 2006 - 304 с.
5. Беспалов, О.И. К вопросу об экспериментальном исследовании по развитию
музыкальноимпровизационных способностей подростков. - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова,
№ 3, 2009 - 325-330 с.
6. Будницкая, Т.А. Принципы работы вокалиста над джазовым репертуаром. - Журнал
Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического
применения, № 9, 2015 - 8с.
7. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007 - 338 с.
8. Дмитриева, Т.А. Диссертация на тему Развитие креативности подростка в процессе обучения
импровизации. - М.: МПГУ, 2005 - 214 с.
9. Иофис Б.Р. Импровизация и сочинение музыки. - М.:МПГУ, 2006 - 72 с.
10. Зайцева, А.С. Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов
музыкального искусства эстрады в ВУЗах культуры и искусств. - М.: автореферат, 2012 - 25с.
11. Зайцева, А.С. Некоторые вопросы обучения джазовой импровизации вокалиста в процессе
профессиональной подготовки в ВУЗах культуры и искусства. - Вестник МГУКИ 5 (49)
сентябрь-октябрь, 2012 - 167-171 с.
12. Карягина, А.В. Джазовый вокал. - СПб.: Планета музыки, 2008 - 48 с.
13. Кинус, Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008 - 192 с.
14. Клипп, О.Я. Постановка голоса эстрадного певца. - М.: МПГУ, 2003 - 18 с.
15. Клипп, О.Я. История эстрадной и джазовой музыки. - М.: МПГУ, 2014 - 87 с.
16. Ю.Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2010.
17. Н.Н. Рябенко « Уроки музыки в 1-7 классах» М. 2009.
18. В.С. Кукушкин «Музыка, архитектура и изобразительное искусство»М.2009.
19. М.А. Давыдова «Уроки музыки» м.2008..
20. М.С. Осеннева, Л,А. Безбородова « Методика музыкального воспитания младших 21.
школьников»М.2011.
21. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов
детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭНПРЕСС»,
2009.-142с.
22. Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей),
издательство «Композитор» Санк-Петербург;
23. Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2012.
24. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2011;
25. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2012;
26. Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
27. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2009;
28. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2013;
29. Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к
книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 2009.
Интернет-ресурсы:
• Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
• Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
• Классическая музыка – http://classic.ru
• Музыка и я - http://musicandi.ru/ Методические ресурсы:
-учебный кабинет;
-сборники песен;
-наглядный и раздаточный материал.