Краснодарский край Кущёвский район станица Кисляковская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 18 им. Могилевского М.Г.
Утверждено
Директор __________ Фоменко Е.В.
Приказ № 383 от 29.08.2025
Рабочая программа
по предметам: «Мир истории» - 6 класс,
«История» - 7,8,9 классы
Количество часов: 6 класс всего 68часов; в неделю 2 часа
7 класс всего 68часов; в неделю 2 часа
8 класс всего 68часов; в неделю 2 часа
9 класс всего 68часов; в неделю 2 часа
Учитель Проценко Лариса Ивановна
Программа
разработана
на
основе:
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы (вариант 1),
авторской учебной программы Бгажноковой И.М., Смирноой Л.В. по
историидля 6-9 класса, опубликованной в сборнике
«Программ
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под
редакцией Бгажноковой И.М., Москва, «Просвещение», 2013 г.
1
1. Пояснительная записка.
1.1.Рабочая программа по учебному предмету «История» для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) – это общеобразовательная программа,
адаптированная для этой категории обучающихся с учётом особенностей их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
и
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Согласно Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию 22 декабря 2015 г., курсы «Мир
истории» (6 класс) и «История Отчества» (7-9 классы) входят в предметную
область «Человек» и реализуются в 6-9 классах.
Рабочая программа по учебному предмету «История» для обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
1) разработана и утверждена на педсовете ГКОУ КК школы-интерната ст-цы
Шкуринской в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основе документов:
-Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)";
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018
г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от
28.09.2020
г.
№
28
"Обутверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5-9 классы (вариант 1);
-авторской учебной программы Бгажноковой И.М., Смирноой Л.В. по
историидля 6-9 класса, опубликованной в сборнике
«Программ
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под
редакцией Бгажноковой И.М., Москва, «Просвещение», 2013 г;
- учебного плана образовательного учреждения;
2
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных
потребностей и запросов участников образовательного процесса.
1.2. Преподавание курса истории для детей с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью) носит характер морально-этический
и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет даёт и закрепляет
лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание
практико ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что
содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет
структурную целостность, присущую данным областям исторического цикла.
Предмет призван способствовать реализации возможностей, интересов,
личного потенциала обучающихся.
Цель обучения – дополнение социокультурных представлений и
развитие жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.
Задачи:
- формирование представлений и понятий об основных этапах развития
многонационального российского государства;
- формирование нравственного сознания обучающихся на основе
приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории,
этнокультуры региона;
- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с
использованием
разнообразных
форм
организации
деятельности
обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;
- формирование учебных действий.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей
обучающихся.
2. Общая характеристика учебного предмета «история».
Историческое образования на ступени основного общего образования играет
важнейшую роль, с точки зрения личностного развития и социализации
обучающихся, в приобщении учеников
к национальным и мировым
культурным
традициям,
интеграции
в
исторически
сложившееся
многонациональное сообщество. В процессе обучения у учеников формируются
яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох,
складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях
прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути
развития российского народа важны и для понимания современных
общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся
информационном пространстве.
Отбор содержания курса истории производится с учётом психологических и
социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по
адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные
для понимания темы, сокращён объём изучаемого материала и снижены
требования к знаниям и умениям обучающихся. При изучении реализуется
3
опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень
возрастных и познавательных возможностей учеников среднего звена позволяет
сформировать целостную картину развития нашей страны на современном
этапе.
Используемые технологии.
Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях
обучения:
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология концентрированного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
-технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии,
разноуровневое обучение, организация ситуаций взаимодействия);
- здоровьесберегающие технологии.
Основные методы организации учебного процесса.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- наглядный;
-словесный;
- практический.
Методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения
учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые,
исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной
деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия
учебного материала).
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности:
1. Устные: опрос, взаимопроверка, доклад.
2. Письменные: тестирование, контрольная работа, работа по карточке.
3. Игровые: викторина, тематические праздники.
4. Графические: опорный конспект, составление схем, таблиц.
5. Программированные: компьютерный тест, слайд-презентация
ответа.
6. Комбинированные: фестивали, олимпиады, предметные недели.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
С целью формировании у обучающихся мотивации, чувства
ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и
навыками используются определённые поощрения
Эмоциональные методы мотивации:
- поощрение, порицание;
- учебно-познавательная игра;
- создание ярких наглядно-образных представлений;
- создание ситуации успеха;
4
- стимулирующее оценивание;
- свободный выбор задания.
Познавательные методы мотивации:
- опора на жизненный опыт;
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к поиску альтернативных решений;
- выполнение творческих заданий;
- «мозговая атака».
Волевые методы мотивации:
- предъявление учебных требований;
- информирование об обязательных результатах обучения;
- познавательные затруднения;
- самооценка деятельности и коррекция;
- рефлексия поведения;
- прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации:
- развитие желания быть полезным отечеству;
- создание ситуаций взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества;
- заинтересованность в результатах коллективной работы.
3. Место учебного предмета в учебном плане школы.
Основные содержательные линии программы по истории в 6-9 классах
реализуются в рамках двух курсов–«Мир истории», «История Отечества».
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся
традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного
распределения учебного материала.Программа предмета курса «История»
рассчитана на 4 года (с 6по 9 класс). В учебном плане на изучение предмета
выделено 272 часа (по 2 часа в неделю, 68 часов в год).
Классы
6
7
8
9
«Мир истории»
68 ч
«История Отечества»»
68 ч
68 ч
68 ч
4.Планируемые результаты изучения учебного предмета. Требования
к результатам освоения АООП.
6 класс
Личностные результаты освоения программы:
Минимальный уровень
-уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать
правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
-уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды
заданий;
5
-использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь
самостоятельно исправлять ошибки;
-усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
-адекватно реагировать на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
-понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с
помощью учителя;
-владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
-владеть элементами оценки и самооценки.
Предметные результаты освоения программы:
Минимальный уровень:
объяснять значение слов и понятий, устанавливать причины
исторических событий и явлений рассматриваемого периода;
описывать отдельных исторических лиц, их деловые качества; быт и
нравы в обществе определенного исторического периода;
по датам определять век;
пользоваться исторической картой;
связно описывать сюжетные картины и иллюстрации;
составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять
смысловыепонятия, представленные к темам разделов
Достаточный уровень:
- овладеть элементарными представлениями о закономерностях развития
человеческого общества с древности;
- использовать знания о территории и границах, географических
особенностях России;
-пользоваться исторической картой как источником информации о
расселении человеческих общностей и местах важнейших событий;
- уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни
людей в древности, события древней истории;
- понимать взаимосвязь между природными явлениями и жизнью человека.
7 класс
Личностные результаты освоения программы:
-проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;
-уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
-уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
-уметь объяснять значение новых понятий и слов;
-уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между
датами и событиями;
-уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по
иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты освоения программы:
6
Минимальный уровень:
- уметь различать точные и приблизительные исторические даты;
- знать имена основных исторических деятелей;
- уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях,
исторических картах;
- уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по
заранее составленному плану;
- уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом
учебника;
- уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- уметь устанавливать последовательность исторических событий;
- правильно употреблять термины и понятия;
- знать традиции и обычаи предков;
- знать изображения символики РФ;
- знать некоторые исторические памятники.
Достаточный уровень:
- разбираться в основных терминах-понятиях и их определениях;
- знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших
событий;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий;
- знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причин,
участников, результатов, значения;
- давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических
событиях, делать выводы об их значении;
- знать места совершения основных исторических событий;
- знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);
- «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
- сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;
- проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
- устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между
историческими событиями и явлениями.
8 класс
Личностные результаты освоения программы:
-объяснять значение слов и понятий;
-по датам определять век;
-составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые
понятия по темам разделов;
-составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий;
-самостоятельно работать с картой;
7
-объяснять смысл прочитанного.
Предметные результаты освоения программы:
Минимальный уровень:
- правильно употреблять термины и понятия;
- знать изображения символики РФ;
- уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях,
таблицах, исторических картах;
- знать некоторые точные исторические даты;
- различать точные и приблизительные исторические даты;
- уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий;
- знать имена основных исторических деятелей;
- уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по
заранее составленному плану;
- уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом
учебника;
- знать традиции и обычаи предков;
- знать некоторые исторические памятники.
Достаточный уровень:
- разбираться в основных терминах-понятиях и их определениях;
- знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших
событий;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий;
- знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причины,
участников, результатов, значения;
- давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических
событиях, делать выводы об их значении;
- знать места совершения основных исторических событий;
- знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);
- «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
- сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;
- проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
- устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между
историческими событиями и явлениями;
- высказывать свое суждение о значении исторического наследия предков;
- понимать связь между общественными процессами и жизнью народа;
- проводить поиск информации при составлении описания исторических и
культурных памятников на территории современной России;
8
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни при понимании исторических причин и исторического
значения событий и явлений современной жизни.
9 класс
Личностные результаты освоения программы:
-работать с картой;
-высказывать своё отношение к изучаемым событиям;
-принимать участие в обсуждение вопросов на уроке;
-уметь составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике,
раскрывать в устной речи эмоциональную составляющую изображений;
-уметь объяснять значения новых слов и понятий, использовать их в ответах,
рассказах, описаниях;
-уметь самостоятельно делать выводы.
Предметные результаты освоения программы:
Минимальный уровень:
- правильно употреблять термины и понятия, понимать их значение;
- знать изображения символики РФ;
- иметь представление о территории России и её границах;
- уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях,
таблицах, исторических картах;
- знать некоторые точные исторические даты;
- различать точные и приблизительные исторические даты;
- уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий;
- знать имена основных исторических деятелей;
- уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по
заранее составленному плану;
- уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом
учебника;
- знать традиции и обычаи предков;
- знать некоторые исторические памятники, уметь соотносить их с
событиями в истории России.
Достаточный уровень:
- разбираться в основных терминах-понятиях и их определениях;
- знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших
событий;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий;
- иметь представление о территории России, её границах и об их изменениях;
9
- знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причины,
участников, результатов, значения;
- давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических
событиях, делать выводы об их значении;
- знать места совершения основных исторических событий;
- знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);
- иметь представление о культурном пространстве России XIX века;
- «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
- сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;
- проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
- устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между
историческими событиями и явлениями;
- высказывать свое суждение о значении исторического наследия предков;
- понимать связь между общественными процессами и жизнью народа;
- проводить поиск информации при составлении описания исторических и
культурных памятников на территории современной России;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России;
- иметь представление об истории, географии, достижениях и культурных
традициях родного края,
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни при понимании исторических причин и исторического
значения событий и явлений современной жизни.
Программа формирования базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения в процессе
всей учебной и внеурочной деятельности по предмету «история».
Личностные учебные действия:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- развитие внутренней позиции школьника на основе положительного
отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
10
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не
создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Коммуникативные учебные действия включают:
- умение слушать и слышать друг друга;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватно использовать речевые средства общения;
- умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной
и устной форме;
- умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
- умение вступать в диалог;
- способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать
свои действия;
- умение взаимодействовать с учителем и сверстниками;
- умение работать в группе.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи;
11
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- поиск необходимой информации;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
- смысловое чтение и извлечение необходимой информации и
прослушанных/прочитанных текстов;
анализ
объектов
с
целью
выделения
признаков
(существенные/несущественные);
- составление целого из частей (восполнение недостающего);
- установление-причинно-следственных связей.
5.Система оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программы по истории в 6-9 классах.
Формы контроля.
Устные и письменные проверки результативности овладения знаниями,
умениями и навыками, которые выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- репродуктивные;
- продуктивные;
- творческие.
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что позволяет оценивать их
как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
Критерии оценивания.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат
личностные и предметные результаты.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в
овладении ими содержания предметной области «Человек», усвоении знаний и
умений, способности применять их на практике.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до
50% заданий; «хорошо» — от 51% до 65% заданий; «очень хорошо»
(отлично) свыше 65%.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний,
умений и навыков.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
12
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует рассматривать индивидуально для каждого ученика.
Личностные
результаты
включают
овладение
обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающих формирование и развитие
социальных отношений в различных средах.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
6.Содержание учебного предмета «история».
6 КЛАСС.
«МИР ИСТОРИИ».
Программу для 6 класса следует рассматривать в качестве введения в
«Историю Отечества». Её содержание выстраивается в линейноконцентрической системе, состоящей из следующих разделов:
1. Введение (Имя, отчество, семья, родословная человека).
2. Отчий дом. Наша Родина – Россия.
3. О том, что такое время, и как его изучают.
4. Что изучает наука история.
5. История Древнего мира.
6. История вещей. Занятия человека на Земле.
7. Человек и общество.
Все разделы программы объединяются следующими смысловыми
линиями:
«Я» как субъект познания (история имён, фамилий, понятия семьи, рода,
поколения и др.).
«Я» и пространство вокруг нас.
Время и пространство в истории.
Всякое явление и вещь имеет свою историю
Человек – создатель и активный участник истории.
Патриот и гражданин знает и хранит историю своего народа.
7 КЛАСС
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
13
В 7 классе начинается системное изучение истории Отечества.
Происходит преобразование первичных представлений и понятий,
полученных в 6 классе.
Программа «История Отечества» для 7 класса хронологически
охватывает период с Vпо XVII в. и состоит из 5 разделов.
Раздел I. «Древняя Русь» охватывает 5 тем, в том числе
«Происхождение славян», «Восточные славяне», «Хозяйство и уклад жизни
восточных славян».
В разделе II «Древнерусское государство» представлены следующие
темы: «Как возникло Древнерусское государство», «Об Аскольде, Дире и их
походах в Византию», «Князь Игорь из рода Рюриковичей», «Как княгиня
Ольга отомстила древлянам», «Сын князя Игоря и Ольги-Святослав».
Раздел III. «Крещение Руси. Расцвет Русского государства» включает 6
тем, в том числе «Князь Владимир Красное Солнышко», «Расцвет Русского
государства при Ярославе Мудром», «Распад Руси на отдельные княжества в
XII веке».
В разделе IV «Русь в борьбе с завоевателями» также 6 тем, среди
которых: «Образование Монгольского государства», «Нашествие монголов
на Русь», «Объединение русских земель против Золотой Орды»,
«Московский князь Дмитрий Иванович».
Наконец, раздел V «Единое Московское государство» включает 4 темы,
раскрывающие историю становление Московского княжества, закрепление
первенствующего положения московских князей, принятие Иваном IV
царского титула.
Во всех разделах уделяется большое внимание влиянию религии и
церкви на культуру, искусство, быт и жизнь людей.
8 КЛАСС
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА».
В 8 классе происходит дальнейшее преобразование первичных
представлений и понятий в непрерывный процесс исторического образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа для 8 класса охватывает период с XVII до начала XX века
(февраль 1917 г.). В программе 4 раздела, каждый из которых состоит из 4-5
тем.
Раздел I«Российская империя в конце XVII – начале XVIII в.» занимает
значительную часть учебного времени. Большое количество часов отводится
теме «Эпоха Петра Великого». В ней и последующих темах раскрываются
образы выдающихся деятелей истории России, позволяющие осмыслить
такие сложные явления, как борьба за власть, военные походы,
законодательная деятельность, положение крестьян, крепостное право и др.
14
Формирование таких знаний без образного подкрепления невозможно:
образы исторических личностей помогают «оживлять» сложные явления и
понятия в курсе истории.
В раздел II «Российская империя после Петра I» входит описание
многочисленных дворцовых кризисов, произошедших в отрезок времени
между правлениями Петра I и Екатерины II. Темы этого раздела
представлены обзорно. Однако при изучении периода правления Елизаветы
Петровны внимание акцентируется на гуманистических принципах её
правления. Большое внимание уделяется культурологическим сведениям,
связанным с именем М.В. Ломоносова, развитием науки и образования.
Наиболее важной является тема «Россия в эпоху Екатерины Великой»,
при изучении которой основной задачей является формирование у
обучающихся уважения к личности императрицы, к её образованности,
трудолюбию, стремлению постичь русскую культуру.
Особое внимание уделяется внутренней и внешней политике этого
периода, когда возрастает авторитет России среди других государств.
Раздел III «Российская империя в первой половине XIXв.» включает в
себя 4 темы: «Отношения России со странами Европы в конце XVIII–начале
XIX в.», «Император Александр I», «Отечественная война 1812 года»,
«Император Николай II». Ключевыми в этом разделе являются следующие
смысловые точки: реформы Александра I в государственном управлении,
указ «о вольных хлебопашцах» и крестьянский вопрос, Отечественная война
1812 года, героические портреты её участников, восстание декабристов,
царствование Николая I, начало промышленного развития России, внешняя
политика государства, борьба за влияние на Чёрном море, Балканах, Кавказе.
Время, рассматриваемое в данном разделе, является золотым веком
русской культуры. Учащиеся вспоминают имена великих русских поэтов,
писателей и художников.
Межпредметные связи с географией, как и в предыдущих классах,
выявляются при упоминании о первых кругосветных путешествиях,
открытии Антарктиды и др.
Раздел IV «Россия в конце XIX – начале XXв.» раскрывается в 4-х
темах, связанных с периодом правления Александра II, Александра III и
Николая II, и завершается темой «Революционные выступления 1905 – 1907
годов».
Учащиеся знакомятся с предпосылками для развития
революционных процессов, системой государственного образования в
России. Уделяется внимание социально-экономическому развитию.
9 КЛАСС
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
В 9 классе продолжаетсяуглублённое преобразование первичных
представлений и понятий в непрерывный, постепенно усложняющийся
процесс исторического образования с учётом интеллектуальных
возможностей обучающихся.
15
Программа для 9 класса охватывает период истории России XX –
начала XXIв. В программе 4 больших раздела, которые обобщают главные
исторические события XX века: Великая революция, гражданская война,
Великая Отечественная война, послевоенное развитие СССР (1945-1955 гг.),
послевоенное развитие СССР и Российская Федерация в конце XX – начале
XXIвека.
Раздел I«Великая российская революция и Гражданская война»
включает 4 темы: «Великая российская революция: февраль», «Великая
российская революция: октябрь», «Установление советской власти»,
«Гражданская война 1918-1920 гг.». Осмыслению сложных событий помогут
образные примеры влияния революции, её идей, на зарождение в искусстве
жанра политического плаката, агитационного театра, песенных маршей, а
также творчества В. Маяковского, М. Горького и других авторов.
Раздел II. «Советское государство в 1920-1930 гг.» состоит из 5-ти тем.
Наряду с характеристикой войны, экономической разрухи, голода внимание
учащихся акцентируется на мощном потенциале народа, силами которого
было восстановлено хозяйство и быстрыми темпами развивалась экономика
страны. Рассматриваются вопросы борьбы с неграмотностью и
беспризорностью; учащиеся знакомятся с пионерской и комсомольской
организациями.
При объяснении темы «СССР накануне Второй Мировой войны»
раскрываются причины возникновения в центре Европы фашистского
государства, анализируется влияние этого события на международные
отношения.
Раздел III«СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)»
включает в себя следующие темы: «Накануне Великой Отечественной
войны», «Начало Великой Отечественной войны», «Всё для фронта, всё для
победы», «Коренной передом в ходе войны», «Освобождение СССР и
Европы от фашизма».
Содержание всего раздела обращено к таким нравственным ценностям,
как патриотизм, мужество, любовь к Родине, взаимопомощь,
самоотверженный труд, вера в Победу и др.
Также содержание раздела предполагает широкое применение навыка
умения работать с картой при показе военных операций Великой
Отечественной войны.
Раздел IV.«Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в
конце XX – начале XXI в.» последовательно раскрывается темами: «СССР
после войны», «Пора оттепели (середина 1950-х – первая половина 1960-х
гг.)», «СССР в середине 1960-х – 1980-е гг.: от стабильности к кризису»,
«Распад СССР. Россия в 1990-е гг.», «Россия в началеXXI в.».
Ведущими проблемами для изучения первой темы являются:
восстановление разрушенного хозяйства СССР, карточная система
обеспечения жителей столицы, культ личности и его последствия для страны.
Внешняя политика рассматривается с точки зрения возникновения на
международной арене двух ядерных держав.
16
Также в разделе значительное место отводится научно-техническим
достижениям СССРи развитию киноискусства.
В теме «Распад СССР. Россия в 1990-е гг.» характеризуются процессы
выхода из застоя, перестройки, перехода к рыночным отношениям.
Рассматриваются вопросы начала многопартийной системы, учреждение
поста Президента СССР, вывод войск из Германии и Афганистана и др.
Заключительной темой данного раздела и всего курса истории
Отечества в целом является тема «Россия в начале XXI века». Вероятно, она
будет систематически дополняться новыми историческими фактами,
событиями, явлениями. В связи с этим, учитель может самостоятельно
определять их значимость и место в программе обучения. При этом
необходимо учитывать, что, меняя или дополняя темы заключительного
раздела программы, необходимо исходить из основных принципов обучения:
доступности, научности, системности , объективности и др.
7.Тематическое планирование.
Тематическое планирование по предмету «Мир истории»
в 6 классе
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Раздел
I. Представления о себе, об окружающих людях и
пространстве вокруг нас
II. Отчий дом. Наша Родина - Россия
III. Представления о времени в истории
IV. Начальные представления об истории как о
науке
V. История Древнего мира
VI. История вещей. Занятия человека на Земле
VII. Человек и общество
Кол-во часов
8
12
6
6
8
15
13
Тематическое планирование по предмету «История Отечества»
в 7 классе
№ п/п
1.
2.
3.
Раздел
I. Древняя Русь
II. Русь в борьбе с завоевателями
III. Единое Московское государство
Кол-во часов
34
17
17
Тематическое планирование по предмету «История Отечества»
в 8 классе
№ п/п
1.
2.
3.
Раздел
Введение.
I. Российское государство в конце XVII-начале
XVIII века.
II. Российская империя после Петра I (1725-1801
Кол-во часов
1
19
15
17
г.г.).
III. Российская империя в первой половине XIX
века.
IV. Россия в конце XIX начале XX веков.
V. Российская империя конца XIX- начала XX
века ( до февраля 1917 г.)
4.
5.
6.
15
8
10
Тематическое планирование по предмету «История Отечества»
в 9 классе
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Раздел
Введение.
I. Великая российская революция и Гражданская
война.
II. Советское государство в 1920-1930-е годы.
III. СССР в Великой Отечественной войне (19411945).
Раздел IV. Послевоенное развитие СССР.
Российская Федерация в конце XX (20)-начале XXI
века.
Кол-во часов
1
14
16
17
20
8.Учебно-методический комплект, используемый на всех годах
обучения по предмету «История» в 6-9 классах:
1. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «Мир истории» 6 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2019.
2. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 7 класс.
Учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программ. Москва
«Просвещение» 2019.
3. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 8 класс.
Учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программ. Москва
«Просвещение» 2019.
4. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 9 класс.
Учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программ. Москва
«Просвещение» 2019.
5. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н. Фёдорова. «Мир Истории».
Рабочая тетрадь 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программ. Москва «Просвещение» 2019.
6. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества». Рабочая
тетрадь 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
18
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программ.
Москва «Просвещение» 2019.
7. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества». Рабочая
тетрадь 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программ.
Москва «Просвещение» 2019.
8. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, И.В. Карелина. «История
Отечества». Рабочая тетрадь 9 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2019.
19